Германия скрывает свое желание. На самом деле, они хотят стать основным газораспределительным хабом. Здесь РФ им подыграла. Уже даже появились разговоры о «Северном потоке-3».
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар, оценивая строительство «Северного потока-2».
Энергетик отметил, что это именно та ситуация, когда интересы ФРГ и РФ совпали, особенно на фоне резкого ухудшения отношений между Германией и США.
Поэтому Украина стала заложницей чужой игры, которая направлена не только на активные действия РФ по лишению транзитной функции, но и на пассивную поддержку этой российской позиции со стороны Германии, продолжил он.
«Если бы позиция Германии была основана на Соглашении об ассоциации с ЕС и странами членами, что важно, то картина была бы иной», – уточнил Гончар.
Эксперт напомнил, что в договоре выписана статья 284, которая по своему духу и букве, образно говоря, предусматривает, что стороны – Украина и ЕС – должны учитывать потенциал друг друга в вопросе как раз новых программ, развития инфраструктуры.
«В этом контексте позиция Германии должна быть такой: строительство «Северного потока-2» возможно, но при условии, что будет использован весь свободный потенциал нашей ГТС. Когда, например, возрастет импорт газа из РФ, будет видно, нужна ли новая инфраструктура, и на этом фоне ЕС дает согласие на строительство нового газопровода», – пояснил он.
На его взгляд, здесь проблема нашей дипломатии, которая почти не указывает на это. Минэнерго и МИД не используют на полную потенциал этой статьи.
Тем не менее в Германии говорят, что нет такого закона, на основе которого можно запретить реализацию бизнес-проекта, добавил специалист.
«Конечно, здесь они лукавят. Недавно немцы запретили приобретение китайской компанией пакета акций одной из энергокомпаний ФРГ под предлогом, что это создает угрозу энергетической безопасности Германии», – подчеркнул он.
В случае с РФ такого повода почему-то не нашли, отметил эксперт.
«Поэтому здесь под бизнес-подходом маскируются политические цели», – констатировал он.
По его словам, нам трудно этому противостоять, хотя у нас есть сообщники – Польша, страны Балтии, но даже все вместе мы не в той весовой категории, чтобы заблокировать проект. Здесь все надежды на американскую сторону.
«Ключевое слово по этому проекту будет за США в контексте санкционного режима. Речь не столько об энергокомпаниях, которые участвуют в строительстве газопровода совместно с «Газпромом», а больше даже о санкциях в отношении компаний-подрядчиков. Без них «Газпром» не в состоянии построить газопровод. Укладка труб, подводный монтаж, техническая часть – здесь США делают шаги, но еще не на полную», – уточнил специалист.
По его словам, это сдерживает, но США еще не определились окончательно. Возможно, на каком-то этапе Штаты предпримут решительные шаги.
«Возможно, что сейчас просто ждут пока «Газпром» закопает больше денег, грубо говоря, на дно, а потом они это все закроют. Однозначно то, что сейчас РФ получает бумеранг в ответ на какие-то свои действия, потому что теперь американцы почти год держат РФ в подвешенном состоянии, как это раньше делали россияне», – резюмировал Михаил Гончар.
Напомним, еще в апреле 2018 года министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что Украина не согласится на предложение российского «Газпрома» о транзите 10-15 миллиардов кубических метров газа в год через газотранспортную систему.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.