Новые выборы со старым составом ЦИК: как парламент может выйти из тупика

Верховная Рада должна избрать новый состав Центральной избирательной комиссии (ЦИК), поскольку осенью она должна вплотную заняться выборами президента. Почему нардепы провалили голосование за новых членов ЦИК и могут ли депутаты одним решением выбрать сразу весь состав комиссии, «Слово и Дело» расспросило у эксперта по конституционному праву Александра Москалюка.

«Процедура избрания нового состава ЦИК регулируется Законом Украины «О ЦИК» и Регламентом Верховной Рады. Согласно Регламенту, члены ЦИК назначаются поименно большинством от конституционного состава. Если бы депутаты сначала уволили всех членов ЦИК, а затем, проголосовали, например за пятерых, а за остальных – не набралось 226 голосов, то возник бы коллапс. Потому что ЦИК принимает решение большинством от ее состава. Для большинства необходимо назначить не менее 8 новых членов комиссии», – пояснил юрист.

По его мнению, борьба за то, кто будет контролировать ЦИК, развернулась на фоне незначительного расхождения в рейтингах между кандидатами на пост президента. «Непонятно, почему «БПП» не уступает свое представительство тому же «Народному Фронту», если решения принимаются большинством от конституционного состава? То есть, им достаточно 8 своих членов ЦИК, которые будут составлять большинство для принятия решений. Все это не имеет рационального объяснения», – отметил Москалюк.

В том, что страна рискует идти на новые выборы со старым составом ЦИК также и вина президента.

«Согласно закону о ЦИК и Регламенту, президент в течение 30 дней с момента, когда прекращаются полномочия члена ЦИК, должен предложить кандидатуру. Но президент сам долго тянул с решением», – подчеркнул Москалюк.

Относительно того, что «Опоблок» настаивает на кандидатуре Охендовского, то юридически, пока, для этого нет каких-либо препятствий.

«Президент подчеркнул, что должно пройти полное обновление состава ЦИК. Но для этого надо было бы свои желания юридически закрепить. Как известно, член ЦИК может находиться в должности в течение семи лет. Почему же тогда не внесли изменений в законодательство о том, что лицо не может быть членом ЦИК более одного раза? Времени для этого было достаточно», – отметил эксперт.

По его мнению, нардепы не предусмотрели нескольких патовых ситуаций, и должны были бы гораздо раньше внести изменения в Регламент о назначении членов ЦИК постановлением, когда одним голосованием принимается сразу весь список.

«Это идеальный вариант, который мог бы решить ситуацию. Одним постановлением вносятся изменения в Регламент, и одним постановлением – увольняются старые члены ЦИК, и назначаются новые. Если в свое время при избрании Луценко на должность Генпрокурора могли внести такие изменения, то почему бы не пойти таким путем сейчас, чтобы выйти из тупика», – сказал Москалюк.

Он считает, что если очередные выборы снова пройдут со старым составом ЦИК, то обжаловать такие выборы вряд ли удастся. «Есть такое понятие как непрерывность деятельности органов государственной власти. В этой части, пока не вступают в полномочия новые органы, действуют старые. Формально нынешний состав ЦИК имеет право принимать решения. Другой вопрос, что несмотря на законность, доверия у общества не будет», – отметил эксперт.

Напомним, Рада провалила рассмотрение нового состава ЦИК, поскольку большинство народных депутатов отказались голосовать.

Президент внес в парламент представление на новых членов Центральной избирательной комиссии 5 января 2018.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО