Президентская кампания еще официально не началась, а ее интрига уже успела поменяться. После изучения последних рейтингов вопрос, как Порошенко удастся сохранить власть, сменился любопытством, кто не даст Тимошенко выиграть. К списку претендентов добавились Роман Бессмертный и Дмитрий Гнап, но они выглядят слишком слабо прокачанными, чтобы серьезно вмешаться в борьбу за высокие позиции. Осенью наверняка добавятся и другие участники, кто в шутку, кто всерьез, но такое впечатление, что никто к выборам заблаговременно не готовился.
Это удивительный национальный феномен: украинское общество чрезвычайно политизировано, однако политикой в буквальном смысле слова здесь почти никто не занимается, даже сами политики. «Народный фронт», так, казалось, удачно расставивший своих людей в 2014 году, никого сколько-нибудь интересного не в состоянии выдвинуть, так и продолжает выпихивать вперед Яценюка, от которого народ недвусмысленно воротит. Парламентской фракцией «фронтовиков» руководит, то есть занимается самой что ни на есть публичной работой, человек-антоним слова «харизма» Максим Бурбак.
В «Самопомичи» так и не нашлось дублера Андрею Садовому, чьи показатели поддержки неудержимо покатились вниз. Партийную фракцию возглавляет Олег Березюк, не такой безнадежный случай, как с Бурбаком, но это тоже совершенно неизвестный народу политик, Садового заменить в качестве своего представителя на президентских выборах некем.
Что уж говорить о Петре Порошенко. Сейчас у него случился ожидаемый, в общем, затык, ни при каких обстоятельствах видеть его в президентском кресле еще один срок не хочет половина граждан страны. Чем пытаться какими-то неимоверными и, главное, неизвестно какими усилиями переломить в оставшееся время ситуацию в его пользу, легче было бы двинуть какую-то более приемлемую и не столь раздражающую массы кандидатуру от БПП, чем сам ПП, но таких просто нет. Парламентским руководителем фракции является Артур Герасимов, но всякая попытка раскрутить такую фигуру обречена, в частности, из-за обилия скелетов в его шкафу. Впрочем, никто и не пытался раскручивать какого-то преемника Порошенко, сама мысль об этом противна Банковой, где рогами уперлись в вариант А, то есть П, и никого другого видеть не желают. Что делать, если первый окажется непроходным? Рвать на себе волосы? Политика этой политической силы начинается и заканчивается там, где начинаются и заканчиваются виды на власть Петра Алексеевича? Какая мудрая стратегия.
Со стратегией у нас вообще беда. Отсутствие игры в длинную, расчет исключительно на ближнюю конъюнктуру с намерением дальше как-то договориться и пропетлять приводит к тому, что отсутствуют слаженные команды, поиск интересных кадров, скамейки дерзких, бьющих копытами запасных игроков и сколько-нибудь вменяемые планы, те самые А, Б и В. То, что, в общем-то, и заслуживает называться политикой.
На прошедших только что выборах в Турции неожиданно мощно сыграл политик вчера еще второго плана. Мухаррем Индже в Народно-республиканской партии представляет группу, конкурирующую с линией давнего руководителя НРП Кемаля Кылычдароглу. Для Эрдогана партийный патриарх в качестве оппонента был бы удобнее, но в НРП отступили от традиции и выдвинули талантливого оратора Индже. Именно предвыборный митинг в Стамбуле в его поддержку, превзошедший по численности огромные демонстрации сторонников Эрдогана, так поразил наблюдателей. Да, яркий новичок высшей лиги проиграл, но теперь у оппозиции есть очевидный лидер, которого так не хватало долгие годы. Роскошь двинуть вперед неожиданную фигуру может позволить себе лишь партийная структура, которая уже сейчас выстраивает игру на следующую президентскую и парламентскую кампанию.
Обсуждать вопрос, чья политика оптимальна для Украины, пока преждевременно. Пусть появится хоть какая-то, а не вот это вот все.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»