Тарифный тупик: что произойдет с ценами на газ и чего ждать украинцам

Александр Радчукполитолог

В конце мая Кабинет министров вновь отложил решение о возможности поднятия цены на газ для населения. И в то же время с первого июня НАК «Нафтогаз Украины» увеличил цену на газ, который будет предоставляться промышленным потребителям на условиях предоплаты.

Вопрос тарифов на газ – тема не только экономического порядка. Повышение цены приведет к поднятию тарифов, что накануне избирательного 2019 года будет иметь существенные политические последствия. Особенно для тех политиков, которые сейчас находятся у власти.

Очевидно, у правительства нет альтернатив подобному решению. Поэтому сейчас идут подготовительные мероприятия – как уменьшить негативный эффект от повышения цен на газ для населения. Речь идет о существенном нагрузке на фонд субсидий, ведь тарифы снова вырастут, а значит, количество граждан, желающих получить скидку за счет госбюджета, увеличится.

Наконец, вопрос повышения цен на газ для населения – это еще один маркер сохранения дальнейшего сотрудничества с МВФ. Является ли этот вопрос настолько критическим, можно будет понять в ближайшие месяцы. Так каких изменений следует ожидать украинцам в контексте повышения цен на газ?

МВФ настаивает?

Действительно, со стороны МВФ уже неоднократно звучала рекомендация привести цены на газ для населения до того же уровня, что и для предприятий. Цены должны были вырасти еще осенью 2017 года. Впрочем, правительство договорилось об отсрочке данного решения и занялось поиском компенсаторных вариантов.

В самом МВФ отметили, что данный вопрос является слишком политизированным. Мол, нужно сосредоточиться на способах повышения эффективного потребления газа населением. Именно это позволит сделать более эффективной работу «Нафтогаза» и параллельно решить вопрос его прибыльности. Интересно, что позицию МВФ подчеркнуто поддержали в Госдепе США. В международной организации считают, что низкая цена на газ для населения является причиной его расточительного использования, а также будет стимулировать правительство более тщательно относиться к мониторингу условий получения субсидий гражданами.

В свою очередь украинские эксперты настаивают на том, что тарифы и так сформированы нечестным для потребителей способом – их можно снизить как минимум на треть.

Сейчас цена на газ для населения составляет 4942 гривны за тысячу кубометров, а с учетом налога на добавленную стоимость и сборов, включающих транспортировку, – 6958 гривен за тысячу кубометров. Еще в начале этого года в СМИ оказался анализ проекта финансового плана «Нафтогаза», подготовленный Минфином, согласно которому цены для населения с апреля должны вырасти до 8030 гривен за тысячу кубометров газа, а осенью – уже до 8530.

Подобное повышение больно ударит по кошельку рядовых украинцев. И еще больше – по амбициозным планам правительства Владимира Гройсмана сохранить свои скромные достижения. Ведь все повышения зарплат и социальных стандартов ничего не стоят, если все эти деньги граждане будут тратить на оплату коммунальных услуг.

Именно поэтому в правительстве рассчитывают найти общий язык с МВФ и совместно разработать новую формулу тарифа на газ для населения. Удастся ли это сделать уже к осени – серьезный вызов. Что бы ни говорили в правительстве, а решение о повышении тарифов для населения – залог дальнейшего сотрудничества с МВФ. Учитывая весь спектр проблемных вопросов, которые ожидают Украину накануне 2019 года, прекращать сотрудничество с Фондом в это время будет крайне неуместно.

Вырастут ли цены на товары и чего ожидать бизнесу

Есть еще два существенных фактора, почему цена на газ таки вырастет. Во-первых, Украине еще предстоит нарастить достаточные объемы собственной добычи газа. И именно он может пойти на удовлетворение внутренних потребностей. Однако для этого потребуется еще не один год – это комплексная проблема, в которой есть и технологическая, и политическая составляющие.

Во-вторых, постепенно растут цены на нефть, а с ней традиционно «подтягиваются» вверх и цены на газ. А поскольку сейчас факторов для роста цен на нефть все больше, то и надеяться на низкую цену на газ в ближайшем будущем не приходится.

Однако это все не означает, что обязательно произойдет автоматическое удорожание товаров в магазинах. Скорее всего, подорожание тарифов на газ больнее всего ощутят на себе наиболее незащищенные слои населения. Поскольку «коммуналка» может снова вырасти, то покупательная способность украинцев в который раз упадет. Вот здесь и будут главные последствия – внутренний производитель просто не досчитается своих доходов, ведь украинцы станут меньше тратить на товары и услуги, вместо этого больше – на оплату коммунальных. Поэтому бизнес понесет потери от уменьшения количества потребителей, а некоторым вообще придется закрыть свое дело.

Что касается крупных предприятий, то традиционно от подорожания газа пострадают металлурги, производители строительных материалов и химическая отрасль. Кроме роста цен на внутреннем рынке, их продукция потеряет часть конкурентоспособности на зарубежных рынках.

«Субсидиарный бум»

А вот правительству в случае повышения цен на газ для населения придется несладко. Во-первых, все достижения по поднятию минимальных зарплат и социальных стандартов за последние 1,5 года снова обесценятся. Это действительно «топтание на месте»: зарплаты украинцев на самом деле не растут, а «догоняют» печальные экономические реалии. И именно Кабмину придется отвечать за такие неудовлетворительные результаты.

Во-вторых, правительство Владимира Гройсмана уже сейчас позаботилось о дальнейшей судьбе тех, кто будет претендовать на субсидию. Очевидно, в Кабмине не исключают варианта повышения цен на газ для населения, что приведет к увеличению количества желающих получить компенсацию от государства за неподъемную «коммуналку». Поэтому в правительстве тщательно готовятся к этому.

Пока продолжается история с запуском адресной системы компенсации субсидий, в Минсоцполитики объявили о введении более жестких правил для тех граждан, которые хотели бы получить субсидии. Так, отныне субсидию не будут назначать, если в собственности семьи есть автомобиль, которому менее 5 лет, если площадь квартиры превышает 120 квадратных метров, а дома – 200 квадратных метров (кроме детских домов семейного типа и приемных семей).

Очень серьезно изменится ситуация для работников и тех, кто получает зарплаты «в конвертах». Если не подтвердил свой статус безработного и не встал на учет, органы социальной защиты автоматически будут считать доход такого гражданина в три прожиточных минимума – 5 тысяч 286 гривен. Если же у кого-то есть дополнительные квадратные метры, которые решил сдавать в аренду, это также будет основанием для отказа в предоставлении субсидии. Кроме того, расчет льгот будет происходить на основании учета доходов всего состава домохозяйств, а не только отдельно жены или мужа.

Все эти изменения могут иметь серьезные последствия и действительно уменьшить количество получателей субсидий. Эксперты предупреждают, что могут даже возрасти количество официальных разводов, чтобы не терять субсидии.

Однако если не изменить правила игры, то, по подсчетам экономистов, фонд субсидий может возрасти до 100 миллиардов гривен. Это очень высокий показатель, который будет создавать дополнительное давление на экономику государства.

Все это будет иметь серьезные политические последствия для правительства Владимира Гройсмана. Пойдет ли он и его коллеги на подобный шаг – вопрос открытый. Уже сейчас известно, что в правительстве ведут длительные и напряженные переговоры с МВФ и Всемирным банком по изменению формулы расчетов цены на газ.

Впрочем, как бы там ни было, понимание того, что в сфере предоставления субсидий таки придется наводить порядок, не обсуждается. Это именно то условие, которое выдвигают западные кредиторы. Либо правительство идет на существенное сокращение льгот для населения и получает новую формулу расчетов за газ, либо останется без кредитов. Понравиться всем не получится.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО