Объясняя причины краха Советского Союза, один известный западный «советолог» в свое время отметил, что СССР бесславно уступил Западу в том числе и из-за того, что танковые дивизии оказались бессильны против «Битлз». Справедливости ради стоит сказать, что сами по себе «Битлз» также вряд ли устояли бы перед танковыми дивизиями советской армии, если бы не имели за спиной танковых дивизий НАТО и экономической мощи капиталистического мира. Впрочем, как бы там ни было, но «советолог» был прав, справедливо отмечая важное значение культуры в конфликтах и военных противостояниях современности.
Учитывая это, вопросы обеспечения информационной безопасности и эффективной гуманитарной политики на сегодня не менее важны, чем развитие экономики или модернизация вооруженных сил. Особенно актуально это в условиях противодействия «гибридной» агрессии, где военная составляющая, по большому счету, выполняет лишь вспомогательную функцию, а важная составляющая противостояния происходит именно в информационной сфере. Итак, усилия украинской власти, направленные на защиту отечественного информационного и гуманитарного пространства от атак со стороны российского агитпропа, являются вполне закономерным и необходимым шагом. Впрочем, к сожалению, эти шаги часто оказываются недостаточными, малоэффективными, а иногда даже вредными. Довольно показательными в этом отношении являются последние предложения Госкомтелерадио о введении санкций против российских издательств, издающих и распространяющих «литературу» откровенно антиукраинского содержания.
На первый взгляд, такие меры представляются крайне необходимыми. Впрочем, если посмотреть на проблему глубже и шире, станет ясно, что Госкомтелерадио, руководствуясь абсолютно правильной мотивацией, на самом деле не только не достигнет желаемого результата, но и может даже усугубить ситуацию.
Сначала несколько цифр для понимания ситуации на отечественном книжном рынке. Сейчас мне приходилось встречать такие данные, которые в самом общем виде характеризует книжный рынок Украины: 1) учебная литература – около 60 млн долл. США в год (практически 100% украинские издательства) 2) коммерческая литература, легально попадающая на украинском рынок (85% украинские издательства – около 51 млн долл., 15% российских и другие иностранные издательства – 9 млн долл.) 3) контрабандная продукция из РФ и контрафакт (не менее 50% которого производится в Украине) – 50 млн долл.
А теперь подумаем, на какой сегмент рынка повлияют санкции. Думаю, не сложно заметить, что запрет легальной продукции российских издательств будет касаться в лучшем случае лишь 15% легального книжного рынка Украины. Не трудно предположить и потенциальные последствия такого шага: улучшение условий для субъектов, которые пасутся в «серой зоне» – на контрабандной и контрафактной частях рынка, из-за исчезновения легальных конкурентов. Между прочим, на каждое издание, которое легально реализуется в Украине, необходимо получить лицензию, а соответственно, пройти определенные процедуры контроля со стороны государственных органов. Зато запрет «легальной деятельности», который неизбежно приведет к росту «серой зоны», будет иметь одним из своих последствий потерю государством хотя бы каких-то инструментов влияния на этот сегмент книжного рынка, а соответственно, ограничит его способность контролировать, хотя бы формально, качество и содержание продукции на нем.
И я уже не говорю о последствиях для книжных сетей, а главное – небольших магазинов, которые сейчас реализуют легальную книжную продукцию из РФ. Дельцы «черного рынка» не только переживут «санкции», но и, скорее всего, еще и нагреют руки, а вот те, кто работает «в белую», гарантированно испытают если не катастрофические, то ощутимые убытки. А если вспомнить о части украинских издательств, работающих на российский рынок, которые, соответственно, могут стать жертвами соответствующих санкций со стороны РФ, экономические последствия введения запрета на продукцию российских издательств в Украине могут иметь огромные отрицательные последствия, не дав никаких положительных.
Учитывая вышеизложенное, хотелось бы сказать только несколько вещей. Во-первых, безусловно, государство должно защищать свое информационное и гуманитарное пространство от продукции, представляющей угрозу национальной безопасности и государственному суверенитету, но делать это нужно исходя из анализа реальной ситуации и опираясь на понимание процессов, происходящих в соответствующей сфере. Во-вторых, предложения Госкомтелерадио о введении санкций против российских издательств не дадут желаемого результата и будут способствовать только росту «теневого рынка». В-третьих, для начала необходимо усилить борьбу с контрабандной и контрафактной продукцией, поскольку именно по этим каналам в Украину попадает львиная доля «литературы» откровенно антиукраинского содержания. В-четвертых, усовершенствовать разрешительную систему, которая сделала бы невозможным легальное попадание и реализацию книжных изданий, содержание которых направлено на ликвидацию независимости Украины, пропаганду насилия, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, совершения террористических актов, посягательство на права и свободы человека и тому подобное. В-пятых, усилить систему контроля за распространением иностранной литературы в Украине, в частности по местам ее продажи.
Без реализации комплекса этих мероприятий «инициативы» Госкомтелерадио относительно санкций против российских издательств будут «выстрелом в молоко» и не дадут никаких желаемых результатов. К сожалению...
Конечно, если не считать результатом стремительный рост доходов игроков «черного рынка» и их кураторов из высоких властных кабинетов, которые под патриотической риторикой часто цинично скрывают свои собственные меркантильные интересы.
Валентин Гладких, специально для «Слова и Дела»