Российские оккупационные власти в 5.30 утра 16 мая открыли движение легковых автомобилей по Крымскому мосту со стороны Краснодарского края РФ. А накануне президент России Владимир Путин лично принял участие в торжественной церемонии открытия моста, проехавшись по нему за рулем КамАЗа. Запуск моста через Керченский пролив, несмотря на все предупреждения о его ненадежности, является мощным политическими и пропагандистским ходом, который серьезно отдаляет Крым от Украины.
Официальная церемония открытия моста через Керченский пролив состоялась еще во вторник, 15 мая. В ней принял участие президент РФ Владимир Путин, который лично сел за руль КамАЗа и проехал по мосту во главе колонны грузовиков. А с 5:30 16 мая открылось движение легковых автомобилей по Крымскому мосту со стороны Краснодарского края. Движение грузовиков по мосту пока запрещено.
Крымский мост соединяет оккупированный полуостров с материковой частью РФ. Его строительство началось в 2015 году и обошлось российской стороне приблизительно в 5 миллиардов долларов. Мост имеет протяженность в 19 километров и состоит из автомобильной и железнодорожной части. Автомобильную часть сдали с опережением графика, а железнодорожную планируют открыть в декабре 2019 года.
Строительство моста стало ответом на вызовы, которые Россия сама себе создала, аннексировав украинский Крым. В этой ситуации Украина заблокировала сухопутное сообщение с Крымом, взяла полуостров в энергетическую блокаду, а также перекрыла туда доступ днепровской воды по Северо-Крымскому каналу. Меры абсолютно правильные, ведь если Крым является оккупированной территорией, значит, ответственность за снабжение населения должен нести сам оккупант. Параллельно украинские власти заявили, что обеспечат такой экономический рост в нашей стране, что Крым сам захочет вернуться назад. Таким образом, началось заочное соревнование за умы крымчан.
Но если посмотреть на ситуацию глазами жителей Крыма, то Украина пока не добилась крупных успехов. А вот Россия не только сумела запитать Крым электроэнергией, но и построила грандиозный мост через Керченский пролив. И это несмотря на экономические санкции и мрачные прогнозы экспертов о том, что Крымский мост начнет разрушаться.
Проблемы с мостом предсказывал российский ученый Юрий Медовар. Его доводы были вполне логичными: в частности, Медовар указывал на то, что грунт на дне Керченского пролива непригоден для возведения на нем арочных мостов. Кроме того, ученый отмечал, что место, где строится мост, представляет собой сейсмически активную зону, а это значит, что объект в любой момент может быть разрушен землетрясением.
О существовании проблем сообщали и российские СМИ. Так, в декабре прошлого года российское издание «КоммерсантЪ» узнало, что из-за ошибок в проектировании в ходе строительства железнодорожных подходов к мосту со стороны Крыма возникли проблемы с грунтом, использующимся для строительства земляного полотна. В апреле 2018 года «КоммерсантЪ» сообщил, что на мосту есть проблемы с транспортной безопасностью из-за чего запуск движения грузовиков по мосту, который и без того отложен на осень, может быть сдвинут на еще более длительный период. И, наконец, в начале марта, Ъ сообщил, что сроки государственного контракта на выполнение работ по обеспечению безопасности Крымского моста сдвинуты на 1 декабря 2019 года.
И все же было решено открыть движение именно 15-16 мая. При этом Владимир Путин, прекрасно понимая важность внешних эффектов, не просто присутствовал на церемонии, но и сам проехал по мосту, как бы лично гарантируя надежность объекта.
Все это дало мощный пропагандистский и политический эффект. Таким образом, Путин лишний раз продемонстрировал миру, что Россия считает Крым своим, готова, несмотря ни на что, нести за него ответственность и, в отличие от Украины, реально улучшает жизнь крымчан. Все это сильно отдаляет Крым от Украины и серьезно подрывает шансы нашей страны вернуть полуостров экономическим путем.
Чем же может ответить Украина? Первое, что приходит на ум, – это дождаться, когда с мостом начнутся проблемы. Но когда это случится и случится ли вообще, точно неизвестно. Кроме того, даже если мост будет разрушаться, украинской стороне в борьбе за умы крымчан все равно придется предъявить что-нибудь взамен.
Не лучшим выходом является и диверсия, даже если представить ее как обрушение моста, вследствие ошибок при проектировании. Дело в том, что лидер Добровольческого движения ОУН Николай Коханивский уже неосторожно намекнул на возможность подрыва Крымского моста. Это заставило российскую сторону усилить охрану объекта. И теперь во всех возможных неприятностях на мосту будут винить именно украинских националистов. Это льет воду на мельницу путинской пропаганды, которая лишний раз заявит населению о том, что отторжение Крыма было правильным шагом. Кроме того, подрыв моста может спровоцировать военный ответ со стороны РФ.
Совершенно не исключено, что планы подобной провокации уже разрабатываются российскими спецслужбами и летом мы услышим о ликвидации некой «украинской ДРГ», которая в разгар туристического сезона готовила взрывы на Крымском мосту.
Остается одно: следовать предыдущему плану и пытаться сделать так, чтобы Крым вернулся сам. Но теперь уже очень сложно подсчитать, сколько мостов мы должны построить для того, чтобы догнать ушедшего вперед противника.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»