За последний месяц в Киеве произошло несколько инцидентов с использованием различных взрывных устройств. Взрывы и террористическая деятельность постепенно становятся обычным явлением для современной Украины. Пока в Верховной Раде думают над тем, разрешать ли гражданам носить короткоствольное огнестрельное оружие, в банальных уличных «разборках» уже вовсю используются боевые гранаты.
За последний месяц только в Киеве случилось по крайней мере четыре инцидента с применением различных взрывных устройств, в результате которых пострадали люди.
Так, 15 апреля на улице Киото во время конфликта между компанией молодых людей и обычным прохожим была брошена граната Ф-1. От взрыва пострадали сам злоумышленник (участник компании), 34-летний житель Черниговской области, и 21-летний житель Броваров. Их с осколочными ранениями ног доставили в больницу. По данным полиции, «гранатометчик» ранее был судим за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Буквально через пару недель, 27 апреля, в Дарницком районе столицы вследствие взрыва гранаты погиб журналист Виталий Кукса. По одной из версий (ее высказал народный депутат Игорь Мосийчук), трагический инцидент произошел из-за семейных «разборок». Однако друзья погибшего считают, что речь идет об убийстве.
Третий взрыв прогремел в ночь на 5 мая на улице Кирилловской, на Подоле: в руках у 36-летнего мужчины взорвалась граната Ф-1. Сам мужчина погиб. По мнению полиции, он был участником АТО, поскольку при нем были найдены документы участника боевых действий. В квартире погибшего во время обыска были найдены гранатомет и еще одна граната Ф-1.
И, наконец, четвертый инцидент случился в ночь на 6 мая на улице Соборной в Петропавловской Борщаговке. Предположительно, взорвалась граната на причале возле озера. В результате пострадал парень 25-30 лет, который в тяжелом состоянии с травмами рук и челюсти был доставлен в больницу. По всей видимости, взрывное устройство сработало прямо у него в руках.
Последний случай вызвал обсуждение в социальных сетях. «Последнее время ни дня в Киеве не проходит без взрыва гранат. И если в прошлую ночь гранатометчик погиб, то этой ночью очередной подрыватель с тяжелыми травмами доставлен в больницу», – заявил, в частности, известный журналист Константин Стогний.
Его поддерживает народный депутат Игорь Мосийчук: «Взрывы, теракты, покушения становятся нормой жизни для большинства украинцев в мирных городах и даже селах».
К слову, Игорь Мосийчук сам едва не погиб в результате взрыва, который произошел 25 октября 2017 года, как раз когда народный депутат выходил из здания, в котором находится телеканал «Еспресо». То происшествие было квалифицировано как теракт. В феврале 2018 года Мосийчук заявил, что покушение на его жизнь раскрыто.
Еще год назад, в феврале 2017 года, генпрокурор Юрий Луценко признал, что криминогенная обстановка в Украине ухудшилась. Главными причинами роста преступности, по мнению Луценко, являются война, безработица и дезорганизация правоохранительных органов. В целом, Генпрокуратура зафиксировала в 2017 году 523,9 тысячи преступлений. В МВД говорят о 496 тысячах преступлений, заявляя при этом о снижении уровня преступности. Вместе с тем, по данным МВД, в 2017 году на 29% увеличилось количество фактов незаконного обращения с оружием. Взрывы гранат в Киеве, да и не только в Киеве – из этой же серии.
По мнению Мосийчука, снизить уровень преступности поможет принятие закона, который бы позволил законопослушным украинцам владеть короткоствольным огнестрельным оружием. Логика здесь простая: боевые действия на Донбассе сделали доступными многие виды оружия, включая гранаты. Нелегальным путем может вооружиться каждый, в то время как обычный гражданин не может защитить себя силой оружия на законных основаниях.
В обществе есть различные мнения по поводу легализации огнестрельного оружия. В частности, Юрий Луценко является сторонником легализации «короткостволов». А в «Народном фронте» предлагают решать вопрос легализации короткоствольного оружия через референдум. Ранее «Слово и Дело» сообщало, что в парламенте есть как минимум два законопроекта, регламентирующих порядок оборота гражданского оружия и боеприпасов. Основными противниками их принятия, по мнению автора одного из таких законопроектов, являются МВД и те депутаты, которые лоббируют интересы МВД в Верховной Раде.
Пока же депутаты спорят о том, стоит ли гражданам разрешить покупать огнестрельное оружие, боевые гранаты уже давно стали обычным орудием для банальных уличных «разборок». Во всяком случае, об этом свидетельствуют события на Киото и гибель Виталия Куксы. И если в 2011 году применение террористом Асланом Дикаевым гранаты Ф-1 против милиционеров под Одессой стало из ряда вон выходящим событием (для ликвидации Дикаева провели чуть ли не войсковую операцию), то сейчас такой же инцидент, скорее всего, вообще не вызвал бы резонанса. Взрывы и теракты настолько часто происходят даже в мирных украинских городах, что действительно стали обычным делом.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»