Ровно три года назад Артем Сытник был назначен главой Национального антикоррупционного бюро Украины. С тех пор борец с коррупцией в высших эшелонах власти не раз попадал в неприятные скандалы. Ведомство Сытника конфликтовало со Службой безопасности и Генеральной прокуратурой, самого руководителя подозревали в разглашении государственной тайны, а сейчас продолжается история с обвинениями в адрес главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого. Сегодня «Слово и Дело» разбиралось, как антикоррупционер справляется со своими обещаниями.
Обещаний глава НАБУ дает немного (их всего 16) и выполняет их с переменным успехом (лишь 5 выполненных и 9 проваленных).
Первые обещания на своей должности Сытник давал относительно работы ведомства. В частности, обещал зарплату детективам в размере 30 тысяч гривен. По его словам, высокая зарплата поможет сотрудникам Бюро сконцентрироваться на работе и не заниматься посторонними делами. Детективам НАБУ повезло, Сытник немного перевыполнил свое обещание, средняя зарплата была установлена на уровне 32-34 тысяч гривен.
Глава НАБУ также говорил, что конкурсы на замещение вакансий НАБУ будут транслироваться онлайн. «Любой гражданин Украины при желании будет иметь возможность с начала конкурса и до оглашения его результатов проследить его ход», – отметил он. Однако с полной транспарентностью в НАБУ не получилось: сам же Сытник позже сообщил, что прозрачность конкурса обеспечивается открытостью конкурсного отбора и информированием общественности, а видеофиксация не предусмотрена.
Летом 2015 года Сытник заявлял, что в ведомстве будет создано подразделение, которое будет заниматься возвратом активов, незаконно выведенных из Украины. За пару лет такое подразделение не появилось, а в НАБУ заявили, что соответствующие функции возложены на Управление аналитики и обработки информации, Главное подразделение детективов и юридическое управление.
Первые дела с «громкими фамилиями» Сытник обещал передать в суд до конца марта 2016 года. «Люди ждут громких фамилий. Они постоянно звучат, но чаще всего это приводит к политическим спекуляциям», – отметил глава НАБУ. В итоге в середине месяца Сытник сообщил, что ведомство начало передавать в суд дела судей-коррупционеров, которых поймали на взятках. 25 марта было завершено досудебное расследование в отношении прокурора ГПУ Александра Матюшко, который за 10 тысяч долларов хотел устроиться на работу в Антикоррупционное бюро. Также 31 марта НАБУ завершило расследование по факту незаконного влияния и. о. заместителя главы правления «Нафтогаза» Андрея Пасишника.
Не со всеми «громкими фамилиями» справился глава НАБУ: окончательное решение по делу народного депутата Александра Онищенко так и не было вынесено до конца 2016 года. Напомним, нардепа подозревают в организации схемы хищения средств при добыче и продаже природного газа в рамках договоров о совместной деятельности с «Укргаздобычей», в результате которой государству был нанесен ущерб на сумму около 3 миллиардов гривен.
В данный момент Онищенко скрывается за границей, в конце 2016 года расследование по его делу все еще продолжалось. Сытник также не справился со сроками завершения расследования в отношении экс-главы Государственной фискальной службы Романа Насирова. «Мы планируем в этом месяце завершить расследование и открыть стороне защиты материалы дела. Возможно, это будет в конце этого-начале следующего месяца (май-июнь 2017 года – ред.)», – сказал он. В результате дело Насирова было отправлено в суд только в ноябре прошлого года.
Пока непонятна ситуация с причастностью руководства Национального банка Украины к растрате средств. В апреле прошлого года Сытник заявил, что несколько месяцев идет расследование, касающееся выделения рефинансирования ряду коммерческих банков. По его словам, ведется также расследование относительно выведения данных средств из Украины. «Мы говорим о том, что в любом случае такие огромные потоки не могли обойтись без участия руководства Нацбанка, поэтому на причастность к этим действиям будет проверяться практически все руководство», – подчеркнул глава НАБУ. О результатах этих проверок Сытник ничего не сообщал, поэтому «Слово и Дело» отправило в ведомство соответствующий запрос.
Напомним, «Слово и Дело» анализировало, как справляется со своими обещаниями глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий.
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»