В принципе, на потребительских рынках монополий нет. Для того, чтобы купить мясо, крупы, молоко, можно обращаться к любым сетям и к различным производителям.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал финансист, эксперт по экономическим вопросам Андрей Блинов, оценивая проблему монополий на украинском рынках.
«Что касается потребительского рынка, то у нас есть прямые ярмарки, маленькие магазины у дома, крупные сетевые супермаркеты, базары. Если бы там была монополия, то это бы исправлялось. Там фактически невозможно достичь заговора. Конечно, люди, которые покупают молоко, скажут, что у закупщиков есть такой заговор, но на самом деле этого труднее достичь, чем на других рынках», – отметил Блинов.
Однако, уточнил он, есть другие рынки, где крайне высокий уровень монополизации.
Один из классических монополизированных рынков – тепловой энергетики, констатировал экономист.
«В отношении него АМКУ не признает, не замечает, что там есть монополии. Однако на самом деле на таких рынках есть и монополии, и олигополии. Там есть вопросы по регулированию тарифов на газ, и АМКУ есть чем заняться», – добавил он.
По его словам, еще один момент связан с топливом.
«В этом году впервые, уже почувствовав, что для населения и стоимости продуктов это опасно, украинское правительство прекратило повышение акцизов на ряд продуктов. Там не только топливо. В эту категорию попал алкоголь», – подчеркнул эксперт.
По его мнению, ситуация с топливом критична.
«Косвенно стоимость горючего укладывается затем в стоимость продукции. Ведь почти все доставляется машинами, которые работают на топливе. Там по разным товарным группам от 2% до 7% составляющая именно топлива в финальной смете. То есть в той цене, которую мы видим на полках магазина», – пояснил он.
В принципе, в значительной степени вопрос стоимости того же бензина зависит от акцизной политики правительства, добавил эксперт.
Финансист отметил, что на сегодня до половины стоимости горючего, а именно бензина, составляет налог.
«В принципе, такую политику исповедуют очень много других стран. Почти у всех соседей, за исключением РФ и Беларуси, это даже больше в денежном эквиваленте. Однако государство должно четко понимать и сопоставлять уровень благосостояния населения и стоимость горючего», – уточнил он.
По его словам, сегодня социальное напряжение, вопрос финальной стоимости продукции снимается тем, что заменяют автомобили с обычным топливом на сжиженный газ, который вдвое дешевле.
«Таким образом пытаются сэкономить на расходах по транспортировке товара. Но все же это не решение проблемы. Спрос на дизтопливо, бензин остается большим», – резюмировал Андрей Блинов.
Ранее аналитики «Слова и Дела» решили проследить, есть ли взаимосвязь между подорожанием горючего и повышением стоимости основных продуктов питания.
Кто из политиков обещал удержать цены на продукты – в нашем обзоре.