В ближайшие недели Верховная Рада должна рассмотреть вопрос обновления состава ЦИК. Речь идет о 13 из 15 членов Центризбиркома. Срок полномочий 12 закончился еще 1 июня 2014 года, 13-го – 3 февраля 2017 года. Все это время они занимали свои должности благодаря внесенным изменениям в закон «О Центральной избирательной комиссии», согласно которым старым членам комиссии разрешено исполнять свои полномочия до назначения новых.
Уже сейчас понятно, что вопрос обновления состава ЦИК станет еще одним полем для баталий в парламенте. Ведь на кону президентские и парламентские выборы в 2019 году, подсчетом результатов которых и будут заниматься уже новые избранные члены ЦИК.
Еще осенью 2017 года депутаты большинства стремились достичь консенсуса в вопросе сохранения старого состава Центризбиркома, чтобы не поднимать острой дискуссии вокруг новых фамилий и не провоцировать оппонентов из оппозиции на очередные «разборки». Конечно, логика таких действий заключалась в одном – сохранить влияние на старый состав ЦИК, оставив их в «подвешенном» состоянии.
Однако уже в декабре прошлого года основным политическим элитам стало понятно, что вопрос изменения состава ЦИК просто так не оставят в покое именно западные партнеры Украины. Поэтому президент в начале нового года внес представление на обновление 14 членов Центризбиркома. Сначала на сайте президента появился список из 13 кандидатов в члены ЦИК. Однако 24 января список был дополнен кандидатурой Олега Конопольский. Очевидно, соревнования за «своего» представителя в комиссии между политическими силами только начинается.
Непростая арифметика
Наибольшее удивление у экспертов вызывает тот факт, что среди предложенных 14 кандидатур большинство составляют представители БПП и «Народного фронта», а некоторые парламентские партии вообще не имеют ни одного представителя. Ранее в Администрации президента говорили о том, что процесс согласования кандидатур намеренно затягивался парламентскими фракциями, намекая на представителей оппозиции.
В рекомендациях Венецианской комиссии, а именно в Кодексе надлежащей практики в избирательных делах (в пункте 75), говорится, что в состав коллегиального органа, который администрирует выборы, должны входить хотя бы по одному представителю от каждой парламентской силы. В представлении главы государства сразу 5 кандидатур от пропрезидентской фракции БПП, трое – от «Народного фронта», который сейчас имеет наименьшую электоральную поддержку среди всех политических сил, представленных в парламенте и в следующую Верховную Раду, согласно социологическим опросам, просто не попадает. Еще по одному представителю может быть у Радикальной партии Олега Ляшко и у «Самопомичи».
Среди предложенных кандидатур в списке представления попали по одному представителю депутатских групп «Видродження» и «Воля народа», которые вообще не имеют отдельных фракций в парламенте.
Зато не были представлены ни одним кандидатом фракции «Батькивщины» и «Оппозиционного блока» – две наиболее оппозиционные к власти политические силы. Кроме того, обе эти партии объединяет то, что они являются наиболее рейтинговыми конкурентами пропрезидентской БПП.
К слову, в «Батькивщине» уже сделали резкое заявление по этому поводу. Ведь, по словам ее лидера Юлии Тимошенко, «Батькивщина» вовремя предложила своего кандидата в члены ЦИК. Президент Петр Порошенко пообещал отреагировать на заявление и не исключил, что «допускает возможность дополнительного включения» в представление кандидата от «Батькивщины».
Между молотом и наковальней
В общем, почти все кандидаты в члены ЦИК являются юристами высокого уровня и имеют большой опыт работы в области права. Но в конфигурации, закрепленной в представлении президента, есть риск возникновения возможности манипуляций с результатами выборов. Ведь в случае положительного голосования за представление на членов ЦИК большинство в коллегиальном органе получат БПП и «Народный фронт».
К тому же неизвестно, согласно каким договоренностями в список представления попали двое кандидатур от депутатских групп «Видродження» и «Воля народа». Есть вероятность, что они при необходимости станут неким «страховочным» тросом для пропрезидентской команды на случай вероятной «ссоры» с «Народным фронтом».
Еще одна интрига, которую трудно обойти вниманием, заключается в отсутствии представителей «Батькивщины» и «Оппозиционного блока» в новой ЦИК. Таким образом, у этих партий будет отсутствовать даже условный «рупор» для сообщения о возможных фальсификациях выборов или нарушений в работе ЦИК. Стоит ли напоминать, что именно кандидаты в президенты от этих оппозиционных сил имеют высокие шансы попасть во 2-й тур президентских выборов вместе с действующим президентом Петром Порошенко.
Наконец, не слишком решающей, но все же интересной подробностью остается наличие в составе ЦИК 2 членов партии «Свобода». Этой политсиле после Революции Достоинства удалось настоять на представительстве своих членов в этом органе. Однако списку партии не удалось преодолеть 5% барьер на досрочных выборах 2014 года и получить свою парламентскую фракцию. Как поведут себя эти двое членов комиссии, пока трудно предсказать.
И эксперты, и общественные активисты в очередной раз раскритиковали квотный принцип представительства в ЦИК. Ведь он создает пространство для манипуляций в пользу правящих политических сил. И хотя формально после вхождения в состав ЦИК кандидаты становятся независимыми от руководства тех партий, которые их делегировали, опровергать полное отсутствие какого-либо влияния на их решения было бы наивно.
В то же время эксперты в области избирательного права настаивают, что в избирательное законодательство должны быть внесены изменения, которые бы сделали невозможным любой человеческий фактор в процессе подсчета голосов. Это можно сделать с помощью системы электронного голосования, которое действует во многих странах Европы. Если бы процесс подсчета голосов удалось автоматизировать, тогда значение членов ЦИК было бы не таким критическим. Ведь они бы тогда занимались администрированием избирательного процесса и обнародованием результатов голосования. Однако пока сама ЦИК и процесс ее укомплектования продолжает оставаться существенным фактором, который может серьезно повлиять на результаты выборов.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»