Закон вовсе не о деоккупации или реинтеграции, а об обеспечении суверенитета. В этом уже кроется ряд ответов и ряд проблем.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал политолог, глава Единого координационного центра «Донбасс» Олег Саакян, оценивая законопроект о реинтеграции Донбасса.
Первые законодательные инициативы
«Изначально документ не содержал реинтеграции, но ввиду желания получить политические и электоральные дивиденды, АП и топ-политики начали подавать его как законопроект о реинтеграции или деоккупации. Это был маленький законопроект, который был направлен на оптимизацию военно-административного управления, усиление возможности влияния президента на прифронтовых территориях, переподчинение Нацгвардии ВСУ и создание оперативного штаба управления. Но даже признание РФ-агрессором, а территорий – оккупированными вносилось исключительно в преамбулу законопроекта и не имело бы никаких последствий», – отметил Саакян.
Однако, уточнил он, ввиду политической конъюнктуры и других факторов, проект стал законом о реинтеграции, чем фактически легитимизировали процесс обсуждения в парламенте всего спектра вопросов, которые накопились более чем за три года.
«У общества был запрос на внесение ясности в российско-украинскую войну, на то, чтобы вещи назвали своими именами, на обозначение статуса и регламентирование жителей, которые находятся на оккупированных территорий, которые являются колаборантами в органах управления. Все это нардепы и политсилы решили вписать в один закон», – добавил эксперт.
Донбасс: шаг вперед и два назад
«Важно то, что РФ признали агрессором. Мы отходим от гибридных названий для вполне понятных и прямых явлений. Также важно признание оккупированных территорий», – подчеркнул Саакян.
По его словам, крайне важна легализация в полном объеме действий ВСУ по отражению агрессии РФ на Донбассе.
Однако есть множество негативных моментов, в частности расширены полномочия президента в обход Конституции, отметил он.
«Это само собой бросает тень на весь законопроект. Во-вторых, усилены полномочия на Нацгвардию, ВСУ, что создает перекос в полисистеме, которая и так шаткая и чрезмерно концентрирована под АП», – констатировал эксперт.
По его убеждению, также создается целый список рисков, связанных с правами человека.
«В законопроекте частично продублирован закон об обороне, но при этом не введены предохранители, которые как раз есть в законе об обороне при введении военного режима. Здесь есть целый спектр того, к чему могут возникнуть вопросы у правозащитных организаций, что может послужить причинами для систематического нарушения прав человека», – пояснил политолог.
Закон в действии
На его взгляд, в стратегическом плане документ важен, поскольку дает возможность наработки последовательной политики по реинтеграции и деоккупации.
«Если следовать этому, законопроект будет рабочим», – предположил он.
«Но при той нереформированной системе, которая есть в Украине, любой самый замечательный законопроект может извратиться на 180 градусов на любом из этапов его имплементации. Поэтому риски велики. Но законопроект и не может нас обезопасить от того, как оно будет реализовываться», – резюмировал Олег Саакян.
Подробнее о том, что предусматривает законопроект, смотрите на нашей инфографике.
Также аналитики «Слова и Дела» выяснили, чьи голоса стали решающими во время голосования.