Изменение тактики: зачем Путину сдавать Донбасс

Александр Радчукполитолог

На прошлой неделе президент России Владимир Путин провел очередную пресс-конференцию, на которой в течение более чем трех часов отвечал на вопросы журналистов. Такой формат – чуть ли не единственная возможность напрямую пообщаться с главным человеком в Кремле. Похоже, что Путин и его пресс-служба тщательно подготовились к этому событию, ведь каждый ответ российского президента содержал в себе определенные месседжи, которые следует учитывать при анализе отношений между Украиной и РФ.

Немало внимания во время пресс-конференции Путин уделил ситуации во внутренней политике Украины и возможностям урегулирования конфликта на Донбассе. Отвечая на некоторые вопросы, кремлевскому лидеру было трудно сдерживать эмоции. Это косвенно свидетельствует о том, что не все его замыслы относительно развития событий в Украине шли по намеченному сценарию.

Очевидно, что Путин хоть и склонен к решительным действиям, однако в следующем году выбрал несколько более осторожную стратегию по реализации своих замыслов в отношении Украины. В то же время он еще раз повторил большинство тезисов прокремлевской пропаганды о «сходстве» русского и украинского народов еще со времен Киевской Руси, отсутствии российских солдат на Донбассе и неадекватности украинской власти.

Что важного сказал Путин?

Упоминания об Украине в ответах Путина можно разделить на три основные тематики: ситуация с Саакашвили и беспорядком в государстве, решение конфликта на Востоке и возможности для миротворческой миссии, а также пропагандистские исторические параллели о «братских народах», украинской государственности и подобные тезисы.

Крайне негативную эмоциональную реакцию у президента России вызвали события вокруг бывшего президента Грузии Саакашвили в Украине. «То, что делает Саакашвали, – это плевок в лицо грузинскому народу и в украинскому народу. Как вы это терпите? Он был президентом Грузии, а теперь носится с тем, что он украинец. Неужели у вас нормальных украинцев нет? Жалко на это смотреть, сердце кровью обливается», – отметил Путин.

Позже, отвечая на вопрос оппозиционной журналистки и кандидата в президенты Ксении Собчак об отсутствии политической конкуренции в России, Путин в очередной раз вспомнил о Саакашвили в контексте демократических процессов. «Вы хотите, чтобы у нас по площадям бегали десятки таких Саакашвили? И вы хотите, чтобы такие Саакашвили дестабилизировали ситуацию в стране? Мы же не хотим второго издания сегодняшней Украины для России? Нет, не хотим и не допустим», – подчеркнул президент РФ.

Те же обвинения в беспорядке и непоследовательности прозвучали из уст Путина и в адрес украинской власти, которой якобы не подходят никакие компромиссные условия, предлагаемые Россией для урегулирования ситуации на Донбассе. «Порошенко предложил миротворческую миссию возложить на ОБСЕ, я это поддержал. Но ОБСЕ сразу отказалась. Затем Порошенко захотел, чтобы миссию ОБСЕ охраняли миротворческие силы ООН, и я согласился, мы внесли резолюцию в Совбез ООН. Потом мне позвонила Ангела Меркель и сказала: почему миссия ООН должна быть на линии разграничения, ОБСЕ же передвигается по всей оккупированной территории? И я согласился. Этого оказалось мало. Киев хочет, чтобы был международный контроль над этой территорией. Но о миссии ООН Украина должна непосредственно договариваться с «республиками», – заявил Путин.

Конечно, по версии хозяина Кремля, никаких российских военных на Донбассе нет. «Российской армии на Донбассе нет. Но там действительно созданы определенные военные милицейские формирования, которые являются самодостаточными и готовы отразить любые крупномасштабные военные акции против Донбасса», – подтвердил Путин. Эти милицейские формирования, по убеждению российского президента, отвечают интересам тех людей, которые проживают на Донбассе, и призваны не допустить «резни», которую могут устроить украинские националисты в случае возвращения контроля Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей.

Конечно, в таком же духе Путин обвинил украинскую сторону в низкой производительности в реализации политической части договоренностей по Минским соглашениями. Кроме того, именно украинская сторона, по мнению главы РФ, затягивает обмен пленными, ведь начинает менять списки в последний момент.

Наконец, Путин несколько раз в течение пресс-конференции вспоминал о «ментальной близости» украинского и российского народов. «Славянский мир сложно развивался. Сама Россия складывалась сложно. Из многих славянских племен ... В конце концов, образовалась Русь, частью и центром которой был Киев. И в этом смысле наши исторические, духовные и другие корни дают мне право говорить, что в основе своей мы один народ», – размышлял президент России. В целом же «уроки истории» от Путина продолжались около 10 минут. Сюда вошли тезисы о том, что Украина никогда не стремилась быть самостоятельной, большевики в 1920-х годах фактически искусственно создали отдельную Украинскую советскую социалистическую республику. Наконец, он вполне уверенно оправдал аннексию Крыма именно в контексте исторического дискурса: мол, Крым отдали Украине, нарушив действующее тогда союзное законодательство, которое требовало согласия Верховного Совета РСФСР.

Наконец, Путин отметил ключевой тезис: «Кто-то считает, что Украине нужно развиваться как независимому государству». «Ну, наверное, так тому и быть. Если люди так считают, это нужно поддержать. Бороться с этим мнением бессмысленно и контрпродуктивно», – отметил президент России, наконец признав факт 26-летнего существования независимого украинского государства.

Читаем между строк

Особо следует остановиться на последнем тезисе пресс-конференции Владимира Путина. Едва ли не впервые российский глава государства, который на самом деле много лет не признавал самостоятельности украинского государства, вынужден был заявить о том, что согласен с фактом существования независимой Украины. Именно «вынужден», ведь, скорее всего, внутренние убеждения этого политика не изменились. А вот в целом он должен был обнародовать этот тезис. Почему?

Есть две версии. Согласно первой, Путин готовит своих избирателей к изменению риторики в отношении Украины. Это должно быть своеобразным оправданием вывода российских войск с Донбасса и перехода к новой фазе в отношениях с Украиной. Такие заявления вовсе не означают, что кремлевский лидер кардинально изменил вектор внешней политики и позволит украинцам беспрепятственно восстанавливать собственное государство.

Именно с этим тезисом связана и вторая версия: Путин пытается усыпить бдительность украинских властей и западных партнеров, публично признавшись, что украинской государственности ничего не угрожает. На самом деле, речь идет об изменении тактики той гибридной войны, которую навязывает Россия украинской стороне из-за событий на Востоке.

Читая между строк пресс-конференцию Путина, нельзя не заметить изменение в его риторике относительно возможности установления мира на Донбассе. Похоже, что в Кремле готовы ко введению миротворческого контингента, но ключевым в этой истории является не формат будущей миссии, а именно выполнение Украиной политических обязательств по амнистии боевиков и проведению выборов на тех территориях Донбасса, которые сейчас находятся под оккупацией. В любом случае, именно с этим связан тезис о необходимости напрямую договориться с представителями «Л/ДНР», к которой Путин склоняет Киев.

Не вызывала возражений и возможность приобщиться к новому переговорному формату США. Напротив, Путин всячески приветствовал такую возможность. Вся эта риторика свидетельствует о том, что именно сейчас российская сторона пытается как можно с меньшими репутационными потерями избавиться от Донбасса, договориться по Сирии и не забыть «прихватить» себе Крым. По крайней мере похоже на такой сценарий.

Украина в планах Кремля в 2018 году

В последние дни ситуация на линии соприкосновения на Донбассе снова обострилась. Боевики обстреливают мирные поселения, ВСУ отвечают встречным огнем.

И все же санкции со стороны ЕС и США в отношении России никуда не делись и будут сохранены в 2018 году. А недавно президент Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны на следующий год, в котором, в частности, заложены средства и для усиления обороноспособности Украины.

Отступать никто не собирается и, похоже, Кремль решил изменить тактику. Во-первых, вероятно, Россия таки выведет большую часть регулярных войск с территории Донбасса, оставив там лишь отряды наемников. Во-вторых, Путин будет искать другие методы воздействия на внутреннюю ситуацию в Украине. И при удачной возможности – воспользуется ею.

Скорее всего, в 2018 году все же изменится формат мирных переговоров. Минские соглашения заменят на другие. Основным фундаментом урегулирования ситуации на Донбассе станет формат миротворческого контингента. Дело в том, что в случае согласования такой миссии ООН по своим масштабам и стоимости это будет одна из самых крупных миротворческих операций в мире. Учитывая методы, которыми действовала Россия до сих пор, есть сомнения в том, что все стороны будут придерживаться мирных договоренностей даже по надзором «голубых касок».

Поэтому даже при сценарии, когда на территорию оккупированных ОРДЛО будут введены миротворческие войска, очевидным успехом для Украины это не станет. Впрочем, это новый этап в решении ситуации на Донбассе и возможности для восстановления контроля над своими территориями. А еще у Украины появится шанс на мирную реинтеграцию граждан, находившихся под властью оккупантов.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО