Бюджет застоя: станет ли жить лучше в 2018 году

Александр Радчукполитолог

Едва ли не впервые за много лет Украина получила государственную смету на следующий год вовремя. В конце прошлой недели народные депутаты утвердили в целом законопроект о государственном бюджете на 2018 год. Стоит отметить, что на этот раз доработка проекта государственного бюджета продолжалось не более 3 недель: в первом чтении парламент утвердил главную смету страны 14 ноября.

Конечно, такая скорость Кабмина и Верховной Рады не может не радовать. Создается впечатление, что власть четко осознает, как дальше развивать страну и какие именно показатели закладывать в бюджет. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Пока вся страна с небывалым ажиотажем наблюдала за «антикоррупционными» войнами и многосерийным сиквелом под названием «поймать Саакашвили», народные депутаты приняли довольно противоречивый документ.

Главный недостаток госбюджета-2018, по мнению экспертов, заключается в том, что он мало чем концептуально отличается от сметы нынешнего года. Такая бюджетная политика вместе с некоторыми инициативами ВР и Кабмина ведет не к «экономическому прорыву», а к застою. Это не самый плохой сценарий для Украины, впрочем, и не наилучший.

На языке цифр

Представляя проект государственного бюджета на 2018-й, глава правительства Владимир Гройсман спрогнозировал рост ВВП на уровне 3%. В этом году, по данным Госкомстата, ВВП Украины покажет динамику в плюс 2,5%. Несмотря на то, что в 2014-2015 годах экономика страны потеряла почти 17% ВВП, успехи последних двух лет в плюс не более 4% назвать ростом сложно. Речь идет о постепенном восстановлении экономики, однако для «экономического чуда» нужно двигаться быстрее.

А пока имеем довольно таки не радужные перспективы. Минимальная зарплата в 2018 году вырастет с 3200 до 3723 гривен в месяц. Правда, президент Петр Порошенко (что точно не входит в его полномочия согласно Конституции) обратился к премьеру Владимиру Гройсману с предложением увеличить минимальную заработную плату в Украине до 4100 гривен. По его мнению, увеличение минимальной зарплаты вдвое в этом году (до 3200 гривен в месяц) имело положительный экономический эффект. В то же время Петр Порошенко рекомендовал предпринимателям увеличивать заработную плату до европейского уровня, мол, таким образом это поможет удержать квалифицированных рабочих в Украине и дополнительно увеличит поступления в местные бюджеты и Пенсионный фонд.

В правительстве заверили, что учли предложение президента и смогут подойти к рассмотрению данного вопроса по итогам анализа состояния экономики в первых двух кварталах 2018 года. Мол, запас прочности у государства есть и поднять минималку до 4100 гривен в месяц вполне возможно.

Впрочем, анализируя другие экономические показатели, трудно разделять оптимизм Владимира Гройсмана и Петра Порошенко. А повышение минимальной зарплаты может быть замечательной пиар-акцией накануне предвыборной кампании действующего президента, но отнюдь не следствием реформирования страны.

Ведь увеличение зарплат и пенсий происходит на фоне увеличения инфляции и девальвации гривны. Так, в прошлом году правительство заложило инфляцию на уровне 8%, тогда как, по последним данным, по итогам 2017 года инфляция составит не менее 13%. В 2018 году правительство планирует не выходить за пределы 7%. Как видим, задача более чем амбициозная.

Еще более тревожными для рядового украинца являются цифры, по которым рассчитывается курс гривны в следующем году. Так, в проекте госбюджета в сентябре Минфин закладывал цифру в 29,3 гривны за 1 американский доллар. Уже в принятом документе говорится о том, что курс в 29,3 гривны за доллар ожидается уже в начале 2018-го, а в течение года он в среднем будет составлять 30,1 гривны за доллар. На практике это означает, что украинцам следует ожидать очередных курсовых колебаний, когда курс гривны из-за спекулятивных ожиданий может прыгать в новые пропасти обесценивания. Также Владимир Гройсман пообещал, что для обесценивания курса национальной валюты в следующем году до 30 гривен за доллар «нет оснований».

К слову, экономисты видят в таких девальвационно-инфляционной политике один из способов эффективного наполнения бюджета. Например, постепенная девальвация гривны позволит наполнять доходную часть бюджета, ведь около 40% импортных пошлин и налогов так или иначе привязаны к курсу.

Вряд ли обесценивание гривны и рост цен приведут к положительным последствиям в экономике. Граждане продолжат искать больших заработков за рубежом, будет расти официальная и фактическая безработица, все больше предпринимателей будут работать «в тени». Остальные украинцы в очередной раз просто не почувствуют особого эффекта от роста зарплат и пенсий.

Бежать вдвое быстрее, чтобы оставаться на месте

Нельзя не упомянуть еще один тревожный сигнал для бюджета-2018. Речь идет об увеличении расходов на обслуживание внешних заимствований, которые ежегодно растут. Пик выплат ожидается в 2020 году, а в следующем Украина должна выплатить ни много ни мало – 305,926 миллиардов гривен, из которых 193,364 – выплаты по внутреннему долгу, а 112,562 миллиардов – по внешним.

Общий объем государственного долга, рассчитанный в национальной валюте, составит 1,999 триллиона гривен, что равняется 61,5% от ВВП. Три года подряд – с 2018 по 2020 год – эти выплаты будут создавать дополнительную нагрузку на финансовую систему Украины, ведь спрос на валюту на внутреннем рынке будет расти. Наконец, не исключено, что речь пойдет о реструктуризации и новом техническом дефолте, который по факту Украина уже проходила в 2014-2015 годах. Тогда благодаря усилиям и связям тогдашнего министра финансов Натальи Яресько ситуацию удалось несколько отсрочить. Но речь шла о безупречном выполнении Украиной рекомендаций МВФ, с чем в последнее время возникают существенные трудности.

Последние годы руководители Кабмина отчитываются о восстановлении и росте экономики. Впрочем, все познается в сравнении. Дело в том, что ростом ВВП могли бы похвастаться и все предыдущие правительства, ведь за все годы независимости украинская экономика понемногу наращивала мышцы. Так, в 1991 году ВВП Украины составлял 77,4 миллиарда долларов в текущих ценах (данные Всемирного банка). Стартовые возможности были большими, чем у таких государств, как Израиль (59,1 миллиарда долларов) и Сингапур (45,5 миллиардов долларов). Несмотря на несколько мощных кризисов в 90-х и 2000 годах ВВП Украины увеличился до 93,27 миллиарда долларов в 2016 году. Казалось бы, выстояли, да еще и росли. На самом деле, это не совсем так: за то же время ВВП Израиля вырос до 318,7 миллиарда долларов, Сингапура – до 296,9 миллиарда долларов.

Именно поэтому время задаться вопросом: мы готовим генеральную смету страны для экономического прорыва или пытаемся обмануть самих себя? Какой именно видят украинцы свою страну через 5 и 10 лет, что именно должно измениться? На эти вопросы каждое новое правительство даже не пытается ответить, прикрываясь скорее политическими мотивами, чем общественными ожиданиями.

Гарантии роста

А задуматься есть над чем. Ведь уже который год подряд в госбюджете не заложены необходимые пункты для тектонических изменений в структуре экономики. Поднятие уровня минимальной зарплаты с остальными «перекосами» в финансах не работает. Это лишь удобный способ для оправдания политиков: мол, граждане стали получать больше, а значит, жить становится лучше.

Ускорение экономики Украины – единственно возможный выход из постоянного порочного круга стагнации. А обеспечить такой рост могут реформы, благодаря которым в Украину захотят вкладывать инвесторы. Приход иностранного капитала – вот один из предохранителей падения курса гривны, залог того, что в государстве действительно происходят положительные изменения.

По расчетам «Украинского института будущего», наиболее перспективными для инвестирования в Украине являются информационно-коммуникационные технологии, сельское хозяйство и добывающая промышленность. В конце концов, по мнению экспертов, именно эти отрасли могли бы ежегодно привлекать не менее 20 миллиардов долларов инвестиций – достаточная сумма для стабильного экономического роста Украины.

Однако почти в каждой потенциальной области для привлечения инвестиций прорыва не наблюдается: напротив, ситуация близка к упадку. Например, снятие моратория на продажу земли и открытие земельного рынка для нерезидентов могло бы приносить 7 миллиардов долларов инвестиций ежегодно, в том числе 1 миллиардов внешних. Однако Верховная Рада большинством голосов в который раз откладывает земельную реформу, продлевая мораторий.

Процесс масштабной приватизации государственных предприятий, что также могло бы принести не только дополнительные средства в бюджет, но и инвестиции, так и не начался. Введение налога на выведение капиталов, что могло бы приносить в бюджет от 1 до 3 миллиардов долларов ежегодных инвестиций, пока не введен. Хотя президент Петр Порошенко заявил о поддержке замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал, впрочем прогнозирует такие изменения не ранее 1 января 2019 года.

Ну чем же перекрыть отсутствие инвестиций? Правильно – повышением налоговой нагрузки на бизнес! Среди прочего, в парламенте звучат мнения по поводу отмены «упрощенки». Мол, ею пользуется средний бизнес для сокрытия настоящих оборотов предпринимательской деятельности и оптимизации налогообложения. В случае наступления на малых и средних предпринимателей путем внесения изменений в систему упрощенного налогообложения получим очередную волну закрытия бизнеса и тенизации экономики. Со всеми сопутствующими явлениями – безработицей, ростом инфляции.

По данным Индекса бедности американского делового издания Bloomberg, Украина в 2016 году находилась в десятке беднейших стран мира. Индекс рассчитывается по данным ожиданий инфляции и безработицы. Создается впечатление, что по итогам 2017 года значительного прогресса ожидать не приходится. А учитывая заложенные в бюджет-2018 новые показатели, наша страна еще долго будет находиться на самых низких позициях мировых рейтингов.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО