Народные депутаты уже второй год подряд готовят закон о регулировании рынка такси в Украине. Главным лоббистом в медиа о необходимости изменений в этой сфере является Министерство инфраструктуры во главе с министром Владимиром Омеляном.
Тема рынка такси возникла не на пустом месте. Действительно, государство никак не может контролировать рынок, который благодаря несовершенству законодательства и современным технологиям показывает очень неплохие результаты роста. Действительно, многие посредники на рынке не несут никакой ответственности перед потребителями. Сами таксисты осуществляют свою деятельность без надлежащего оформления и лицензирования, а водителем популярных онлайн-сервисов по заказу такси может стать фактически любой. Главное – иметь авто, которое ездит, водительское удостоверение и документы на транспортное средство.
Что же предлагают изменить народные депутаты? Почему важно реформировать сферу так, чтобы действительно не навредить рынку, учитывая при этом и права потребителей.
Мининфраструктуры vs. рынок такси
Речь идет об урегулировании рынка такси в двух важных направлениях: приведении в порядок деятельности посредников и вывода из тени или «серых» зон деятельности самих водителей, которые таксуют.
Сами посредники делятся на две категории – таксопарки и информационные сервисы. Они платят налоги, однако имеют очень ограниченный перечень сфер ответственности. И первые, и вторые готовы развивать свой бизнес в сотрудничестве с государством. Вот только цена вопроса разная. Таксопарки могут постепенно действительно перейти к полностью легальной деятельности с лицензированием водителей и иметь высокий уровень ответственности перед потребителями. Посредники, которых сейчас на рынке большинство, готовы на частичные изменения, благодаря которым смогут улучшить свой сервис, с переложением большей ответственности на водителей. В любом случае, увеличение контроля государством повысит тарифы на услуги.
Что же касается водителей, то здесь ситуация значительно сложнее. Некоторые из них работают, оформляя ФЛП. Впрочем, большинство из них сотрудничают с посредниками, и платят налоги. Такое сотрудничество обоюдное: посредники получают большое количество таксистов, которые платят им процент за предоставленные заказы, а водители вроде бы не имеют проблем с законодательством, ведь часть налогов уже включена в тариф.
Впрочем, министр Мининфраструктуры в одной из своих статей написал, что 95% такси в Украине являются нелегальными. Более того, он обвинил таксистов чуть ли не во всех бедах: мол, именно с их участием чаще всего случаются ДТП, среди таксистов есть особая каста «евробляхеров», которые вообще ни за что не несут ответственность, ну и самый большой грех – они почти не платят налогов.
По мнению министра, эту ситуацию нужно изменить. Реформировать сферу такси призван законопроект №3107 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно урегулирования работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-диспетчерских служб». Этот документ должен установить четкие правила игры, одновременно уменьшив зарегулированность процедур по получению лицензий и предоставив право правоохранительным органам контролировать осуществление хозяйственной деятельности субъектами или физическими лицами, которые не получили соответствующих лицензий на перевозку такси.
Законопроектом предлагается ряд нововведений. Во-первых, предлагается вообще ввести в законодательное поле понятия «организатор перевозок на такси», «информационно-диспетчерская служба» и «перевозки на такси». Во-вторых, предоставить полномочия Нацполиции контролировать наличие лицензий у таксистов (правда, на каких основаниях полиция сможет остановить авто, чтобы убедиться в наличии лицензии и самого факта осуществления перевозки, пока не ясно). В-третьих, будет контролироваться сама деятельность диспетчерских служб путем проведения плановых и внеплановых проверок. В-четвертых, урегулирование рынка через упрощение процедуры лицензирования, что должно способствовать официальному трудоустройству водителей.
Ряд изменений коснется и самих водителей и их транспортных средств. Таксистов, которые хотят работать официально, заставят регулярно проходить медосмотр, а их авто – техосмотр. Сами автомобили, которые работают в такси, планируют перевести на желтые номерные знаки. Местные власти законом хотят обязать создать специальные парковки для такси и позволить им пользоваться полосой для общественного транспорта.
Наконец, первым бросается в глаза то, что и в Мининфраструктуры, и в Верховной Раде не могут оценить масштабы рынка. Владимир Омелян отмечает, что легализация сферы такси принесет дополнительно 20 миллиардов гривен поступлений в бюджет. В пояснительной записке к законопроекту народные депутаты указывают, что весь оборот рынка перевозок на такси составляет 20 миллиардов гривен. Так кто из них прав? И как тогда подсчитать возможный положительный эффект для государства?
Что делать с «шеринговыми» сервисами?
Но государство вряд ли сможет существенно проконтролировать часть рынка, которая для перевозок использует современные технологии. Речь идет о «шеринговых» онлайн-сервисах, которые с помощью специальных приложений позволяют контактировать водителю и пассажиру и осуществлять перевозки, договариваясь напрямую. То есть сервис действует как посредник, но процедура полностью автоматизирована, всю работу диспетчеров теперь выполняет компьютерный код.
Эти информационные сервисы смогли быстро завоевать монопольные позиции на рынке такси благодаря упрощенной процедуре заключения соглашений с водителями. С введением в действие закона они должны будут отчитываться о своей деятельности и работать по новым правилам. Однако будут ли?
Как урегулировать такую сферу и вообще способно ли государство это сделать – вопрос дискуссионный. Проект закона предусматривает официальную регистрацию и лицензирование всех информационных сервисов по предоставлению услуг такси. Впрочем, как проконтролировать деятельность таких компаний, как Uber или «Яндекс.Такси» (деятельность которого вообще является нелегальной в Украине из-за санкций в отношении российских сайтов)? Ведь если серверы этих компаний находятся не на территории Украины, да и сами они зарегистрированы в других государствах, то как осуществлять лицензирование и контролировать их деятельность?
Нужен ли специальный закон?
Кроме положительных новаций, закон о регулировании рынка такси может иметь и вполне негативные последствия, причем для всех участников рынка. Потребителей новые правила также не обойдут стороной.
Во-первых, сама стоимость перевозок может возрасти. Насколько – будет зависеть от условий лицензирования деятельности посредников и самих водителей.
Во-вторых, там, где есть государственное регулирование, могут появиться и дополнительные возможности для коррупции. Ведь не все потенциальные таксисты смогут соответствовать требованиям лицензирования. Не у всех будет полностью исправен и оборудован автомобиль (к тому же не совсем понятно, какие именно требования к транспортным средствам выдвинет законодатель). Еще один нюанс – возможные злоупотребления на рынке местных перевозок. Многие перевозчики являются одновременно депутатами местных советов и они точно будут иметь возможности для не совсем добросовестной конкуренции с остальными участниками рынка. Особенно, если появится возможность осуществлять проверки и контроль со стороны правоохранительных органов.
В-третьих, многие водители не считают таксование основным видом заработка. Поэтому оформляться, платить налоги и отчитываться перед государством точно не захотят. А для этого сегмента таксистов найдется ряд новых онлайн-сервисов вроде «шеринговых» мобильных приложений. Проверить деятельность таких «серых» перевозчиков будет сложной задачей и вряд ли возможной к осуществлению в системном ключе.
Поэтому прежде чем принимать закон, следовало бы тщательнее изучить сам рынок и понять его логику. Возможно, государство могло бы действительно больше наполнить бюджет за счет таксистов и посредников, если бы ввело более гибкие правила игры и переходный период. А сам контроль осуществляло бы другими методами – не только путем проверок диспетчерских и водителей.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»