Без закона о ЖКХ мы имеем достаточно непростую ситуацию с ЖЭКами. У нас есть закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», принятый еще в 2014 году. Он запустил рынок спроса и дал возможность людям организовываться, принимать решения. Однако у нас нет того, кто будет профессионально управлять домами.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказала эксперт «Реанимационного пакета реформ» по вопросам энергоэффективности Татьяна Бойко, оценивая рассмотрение во втором чтении закона «О жилищно-коммунальных услугах», что является частью реформирования отрасли.
«На смену ЖЭКам никто не пришел, а если пришли, то это определенные управляющие компании, созданные органами местного самоуправления. Фактически, те же ЖЭКи, но с измененными вывесками. Для того, чтобы появился рынок, нужно много различных факторов. Например, пока есть система субсидий такая, как сегодня, сложно надеяться, что инвесторы хлынут на этот рынок», – отметила Бойко.
Вопросы деятельности управляющего, его права, обязанности должны быть урегулированы именно в этом законе о ЖКХ, подчеркнула она.
«В результате должен быть составлен типовой договор с управляющим, где будут предусмотрены взаимоотношения с потребителями, с подрядными организациями», – констатировала эксперт.
По ее словам, закон позволит урегулировать для потребителей каждую коммунальную услугу: что за услуга, какие модели взаимоотношений могут быть, когда потребитель индивидуальный, когда коллективный, какие виды договоров могут заключать.
«Это важный рамочный закон, поскольку сегодня наш жилищный кодекс устарел. Фактически, он действует еще с советских времен. Там есть много положений, которые уже не актуальны. Новый закон должен урегулировать отношения между всеми субъектами в сфере ЖКХ, привести их к тем реалиям, которые есть сегодня, и дать старт управлению в многоквартирном доме», – пояснила специалист.
По ее убеждению, закон может заработать лишь в комплексе, поэтому нужно будет принять еще несколько подзаконных актов. Прежде всего есть нюансы по типовому договору, уточнила Бойко.
«Сейчас есть управляющие компании двух видов – имени застройщика или органа местного самоуправления. При покупке квартиры мы подписываем договор на 10 лет. Новый договор заключают на год. Это определяет закон. То есть люди смогут менять управляющих, если услуги будут некачественные», – добавила эксперт.
Однако, как отметила специалист, ничего от закона не изменится, если не будет комплекса мероприятий, практической имплементации.
По ее мнению, данный закон сложный, спорный, но закладывает фундамент, чтобы урегулировать отношения, и через некоторое время, возможно, через год, если все будет идти правильно, потребители уже смогут почувствовать конкуренцию на рынке управляющих, то есть тех, кто осуществляет обслуживание в многоквартирных домах.
«В перспективе, возможно, даже будет конкуренция между исполнителями коммунальных услуг. Сегодня также можно отказаться от управляющего, которого навязали, но вопрос в том, кого найти взамен. Для этого и должен быть новый закон, который будет стимулировать конкуренцию», – резюмировала Татьяна Бойко.
В прошлом году премьер-министр Владимир Гройсман пообещал наказывать штрафными санкциями поставщиков жилищно-коммунальных услуг за завышенные счета в платежках потребителей.
Ранее аналитики «Слова и Дела» показали динамику роста стоимости электроэнергии за годы независимости.