«Нафтогаз» создавался с целью объединения всех нефтегазовых активов в рамках одного холдинга. Присоединили всю отрасль, все активы стали принадлежать «Нафтогазу», холдинг мог выходить на внешние рынки, заимствовать деньги.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал член совета директоров компании «XXI Век» Олег Салмин, оценивая заявление вице-премьер-министра Владимира Кистиона о том, что ликвидацию НАК «Нафтогаз» начнут после вердикта Стокгольмского арбитража.
«К сожалению, за все годы существования «Нафтогаза» он не использовал привлеченные деньги по целевому назначению. Разные были истории, куда эти деньги уходили, но за это время у компании образовался очень большой долг», – констатировал специалист.
По его словам, на сегодня «Нафтогаз» стал надстройкой над теми компаниями, которые реально зарабатывают деньги, – «Укртрансгаз», «Укргаздобыча» и «Укрнафта».
«Нафтогаз» нужно было ликвидировать еще 7 лет назад, но политические изменения не доводили этот вопрос до конца. В конечном итоге «Нафтогаз» превратился в надстройку, которая ничего не генерировала, не давала, а лишь съедала деньги за счет регуляции и увеличения количества персонала», – пояснил специалист.
Он подчеркнул, что после того, как пройдет ликвидация, «Укртрансгаз» и «Укргаздобыча» станут самостоятельными игроками на рынке – и по работе внутри страны, и по привлечению внешнего капитала.
«Проблема «Нафтогаза» заключается в том, что привлекались деньги для дочерних предприятий, но не использовались по назначению. Они шли куда угодно, но не по назначению. В итоге компания имеет кучу долгов, а проекты, которые должны были развиваться и на которые выделяли деньги, не движутся», – добавил эксперт.
На его взгляд, решение о ликвидации более чем обоснованным, тем более, что «Нафтогаз» ничего не производит.
«За это время «Нафтогаз» стал просто бюрократической компанией, которая только съедала деньги нефтегазовой отрасли. Основную функцию они утратили», – отметил Салмин.
По его убеждению, самая большая проблема компании – вопрос долгов.
«Что делать с внешними долгами? Тут важно решение Кабмина как основного акционера. Как они будут реструктуризировать эти долги? Это основная задача. Сама процедура понятна. Активы просто отдаются другим компаниям, которые и были на балансе, просто убирается посредник-регулятор. В дальнейшем компании уже ведут самостоятельную деятельность», – резюмировал Олег Салмин.
Напомним, еще в прошлом году министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что нужно осуществить реструктуризацию НАК «Нафтогаз Украины». Пока что данное обещание имеет статус «в процессе». Полный перечень обещаний министра – по ссылке.
Отметим также, что программа деятельности Кабмина обязывает Игоря Насалика реорганизовать НАК «Нафтогаз Украины».