Продолжается конфликт между Украиной и соседними Венгрией и Румынией из-за закона об образовании. Недавно в Будапеште активисты ультранационалистической партии «Йоббик» провели возле посольства Украины акцию под названием «самоопределение Закарпатья». Таким образом, западные соседи нашей страны активно проводят «донбасский сценарий», который, как известно, закончился вторжением на территорию нашей страны регулярных частей российской армии. Возможно ли такое в случае с Венгрией и Румынией и каковы шансы ВСУ перед армиями этих стран?
В акции возле украинского посольства в Будапеште, которая состоялась 13 октября, приняли участие более сотни активистов венгерской ультранационалистической партии «Йоббик». Участники акции выступали за «самоопределение Закарпатья», где проживают около 150 тысяч венгров, компактно расселившихся вдоль границы. Причиной проведения акции стало принятие украинского закона «Об образовании», который уже стал предметом дискуссий в ПАСЕ. По мнению венгерской стороны, положения этого закона, касающиеся необходимости вести обучение в школах на украинском языке, ущемляют права национальных меньшинств.
Против этого закона совместно с Венгрией выступила и Румыния, хотя ее действия менее активны. Например, акция того же «Йоббика» явно имела государственную поддержку, потому что о ней венгерский МИД заранее предупредил украинскую сторону. К слову, министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто наиболее активно выражает протест против украинского закона, призывая Европу даже ввести санкции против Украины за несоблюдение положений Соглашения об ассоциации с ЕС о правах национальных меньшинств.
Кроме того, Будапешт активно поддерживает закарпатских венгров финансово и даже предлагает Украине разрешить им иметь двойное украино-венгерское гражданство. А поскольку премьер-министр Венгрии Виктор Орбан является одним из европейских «друзей» президента РФ Владимира Путина, налицо попытка разжечь сепаратистские выступления на Закарпатье по «донбасскому сценарию».
Как известно, история сепаратизма на Донбассе закончилась вторжением на территорию нашей страны регулярных частей армии РФ в 2014 году. Война на востоке Украины продолжается до сих пор. В то же время, открытое вторжение армий Венгрии и Румынии на территорию Украины (или даже появление венгерских и румынских «зеленых человечков») практически невозможно. Этого не позволят ни в Евросоюзе, ни в НАТО: членами Альянса являются Венгрия и Румыния, кроме того, с НАТО активно сотрудничает Украина. Но если все-таки это произойдет, каковы шансы украинской армии против новых противников?
Нужно признать, что венгерская и румынская армии еще во времена Первой и Второй мировых войн не отличались выдающимися боевыми качествами. После Второй мировой войны эти государства вошли в социалистический блок. Их армии подпитывались возможностями советского ВПК. К моменту распада СССР на территории Венгрии и Румынии осталось довольно много советской военной техники, значительная часть которой пришла в негодность. А после перехода под зонтик НАТО обе страны положились на возможности Альянса. К примеру, Министерство обороны Венгрии заявило о сокращении сухопутных войск Венгрии с 30 до 22 тысяч человек, мотивировав это тем, что нет необходимости более защищать границы, а стоит сосредоточиться на контроле ситуации внутри страны.
О том, что представляют собой вооруженные силы Венгрии, подробно рассказал координатор группы «Информационное сопротивление» Константин Машовец. По его словам, в сухопутные войска Венгрии входят, среди прочего, 5 батальонов на БТР-80/80А, один танковый батальон на советских танках Т-72М1 и разведывательный батальон, вооруженный аналогом советской же боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-2. «Это приблизительно 30-33 танка и 370-380 БТРов», – уточнил Машовец.
По его словам, Венгрия располагает также 24 советскими 122-мм гаубицами Д-20 и десятком чешских 155-мм самоходных орудий DANA-ZTZ. В боевом составе венгерских ВВС также находятся 12 шведских многоцелевых истребителей Saab, не менее 24 советских МиГ-29 и МиГ-29 УБ, снятых с вооружения еще в 2010 году; 18 вертолетов Ми-8, из которых десять единиц модернизированы по европейской программе и 8 советских ударных вертолетов Ми-24, из которых 4 пребывают на консервации. «При острой необходимости одна 128-я горно-пехотная бригада, усиленная одним-двумя фронтовыми батальонами «Правого сектора», разгонит этих агрессоров-захватчиков к чертовой матери», – заключил Машовец.
С Румынией все несколько сложнее. Дело в том, что еще в довоенные времена Румыния рассматривалась как потенциальный соперник нашей страны из-за территориальных претензий к Украине, в частности на остров Змеиный в Черном море. Спор за этот клочок суши с богатыми месторождениями нефти и газа вокруг него был решен в международном суде – как полагают в Украине, не совсем в пользу нашей страны.
Численность вооруженных сил Румынии составляет около 100 тысяч человек. В последнее время они проходят активную модернизацию, однако основой ее вооружения по-прежнему является старая советская техника, правда, улучшенная на местных предприятиях ВПК. К примеру, большинство румынских танков (более 500 единиц) – это TR-55, представляющие собой модернизацию очень старого советского танка Т-55, разработанного 60 лет назад.
При этом румыны были бы не прочь восстановить Великую Румынию. Так, в 2012 году в Румынии вышел в свет роман «Кровь на Днестре» авторства писателя Кристиана Негреа. Роман описывает сценарий вторжения Румынии в Молдову, которому противостоят украинские войска и приднестровские вооруженные формирования. Сценарий абсолютно фантастический, потому что сложно представить, при каких условиях приднестровцы захотели бы повоевать за суверенитет и территориальную целостность Молдовы. Тем не менее роман моментально стал бестселлером, что свидетельствует о популярности подобной темы среди граждан Румынии.
В то же время румынская армия также не предназначена для наступательных операций и, в отличие от украинской, почти не имеет боевого опыта (если не считать миротворческую миссию в Ираке). Поэтому даже совместное наступление венгерской и румынской армий на Закарпатье и Буковину ни к чему не приведет: Венгрия и Румыния – это не Россия, даже объединенные силы этих двух стран совершенно несопоставимы.
Однако сепаратизм на Закарпатье может стать реальностью в случае дестабилизации ситуации в Киеве или коллапса центральной власти. Тогда упомянутые регионы, в которых все же сильны прорумынские и провенгерские настроения, сами могут отколоться от Украины.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»