Акция протеста автовладельцев на иностранной регистрации в очередной раз разделила остальных граждан на два лагеря: одни поддерживают действия протестующих, другие – осуждают. На этот раз акция прошла у стен парламента, что вызвало огромные пробки в центре Киева и еще большее недовольство среди жителей и гостей столицы.
Действия протестующих были более организованными и направлеными именно на удовлетворение конечной цели – принятие закона об упрощении процедуры растаможивания б/у автомобилей из ЕС и уменьшение их предельного возраста с 2010 года выпуска к более позднему периоду. Протест вышел не таким многочисленным, как планировали его организаторы: вместо 100 тысяч владельцев «евроблях» митинговать в правительственном квартале приехали всего несколько тысяч.
Несмотря на то, что Верховная Рада в этот день не работала в пленарном режиме, пикет продолжался целый день, а саму акцию протеста «евробляхеры» решили сделать бессрочной. Мол, власть и большинство парламентариев заняли бескомпромиссную позицию и не слышат требований пикетчиков. Уже в конце этой недели они планируют увеличить численное количество участников акции протеста, чтобы еще громче заявить о своих требованиях.
Как бы дальше ни развивались события, становится понятным, что от компромиссов никуда не деться. Парламент и правительство должны позаботиться о том, чтобы устранить пробелы в законодательстве, которые позволяют беспрепятственно завозить и пользоваться авто на иностранных номерах. Кроме того, государству придется обратить внимание и на упрощение процедуры таможенного оформления, и, возможно, на уменьшение ставок и налогов на ввозимые подержанные автомобили из Европы. Владельцам приобретенных транспортных средств в том или ином виде придется заплатить налоги в госбюджет с уже приобретенных авто и смириться с тем, что «серые» схемы ввоза будут отменены.
Впрочем, пока противостояние только набирает обороты. До решения проблемы еще очень далеко, учитывая принципиальность позиций каждой из сторон. Президент, Кабмин и Верховная Рада по-разному видят ситуацию и выходы из нее. Какой путь будет избран как компромиссный и сумеют ли государство и автовладельцы на «евробляхах» таки найти общий язык?
Позиция президента
Главным противником удовлетворения требований «евробляхеров» является именно президент Петр Порошенко. В прошлом году он со своими правками подписал закон об упрощении процедуры таможенного оформления автомобилей из Европы не старше 2010 года, т. е. изготовленных по экологическим стандартам «Евро-5».
Однако это не слишком упростило жизнь рядового украинца. Хотя процедура растаможивания подобных авто стала значительно дешевле, их стоимость в странах ЕС является высокой, а значит, недоступной для большинства граждан. Купить и растаможить такой автомобиль могут позволить себе украинцы, имеющие на руках не менее 10 тысяч евро.
Петр Порошенко публично высказался против практики ввоза и пользования авто на иностранной регистрации. «Когда мы были в Ягодине, машина с литовскими номерами – за рулем сидит украинец. Я говорю: это вы на пять дней въезжаете? Он говорит: господин президент, на какие пять дней? Это он мне говорит. А как будешь делать? И там то это, то се, того подмажешь, этого подмажешь, так и будем делать. Нет, друзья мои, не будем делать. И подмазывать не будем. И делаться это должно по-другому. И здесь должна быть координация наших действий. Почему одни должны платить налоги, акцизы, пошлины, а другие будут подмазывать? Должна быть наша общая позиция, чтобы одни не были глупее, а другие умнее», – заявил президент в мае этого года.
Уже летом он подписал указ №146/2017, которым поручил правительству разработать механизмы борьбы с незаконным использованием автомобилей на иностранной регистрации. Ситуации добавляет конфликтности еще и тот факт, что до того, как стать главой государства, Петр Поршенко владел бизнесом по производству автомобилей.
Позиция правительства
Премьер-министр настроен вести диалог с владельцами авто на иностранной регистрации, но отметил, что проблема должна быть решена «в интересах государства». «Я сам встречался с представителями владельцев (таких авто – ред.) три-четыре месяца назад. Вопрос неоднозначный и я бы просил, чтобы мы здесь проявили лидерские позиции, которые позволят нам сохранить государственный интерес», - заявил Владимир Гройсман во время заседания Кабмина.
Глава правительства предлагает объединить усилия на базе профильного парламентского комитета, ведь проблему можно решить, только «когда будут внесены предложения и согласованы изменения в законодательство».
Примечательно, что более жесткую позицию занимает Государственная фискальная служба. Там готовы к более решительным силовым мерам в отношении владельцев «евроблях».
По информации ГФС, более 63,9 тысячи транспортных средств коммерческого и личного пользования с иностранной регистрацией, ввозимых в 2015-2017 годах в режиме транзита и временного ввоза, находятся в Украине с нарушением срока. «О каждом случае выявления нарушения таможенных правил уполномоченное должностное лицо органа доходов и сборов, которое обнаружило такое нарушение, немедленно составляет протокол. Невывоз транспортного средства, находящегося в режиме транзита, за пределы таможенной территории в течение десятидневного срока является длящимся правонарушением, поскольку в данном случае лицо находится в состоянии противоправной деятельности из-за невыполнения своих обязательств», – подчеркнул заместитель директора департамента организации противодействия таможенным правонарушениям ГФС Алексей Сивирин. Поэтому, по мнению фискалов, в таком случае можно штрафовать и конфисковывать ввозимые с нарушением таможенных правил автомобиле. Цель – наказать нарушителей и наполнить бюджет.
Выход найдут в Верховной Раде?
Пока наиболее вероятной площадкой, где все участники противостояния могут попытаться найти общий язык, является парламент. Учесть позиции как автовладельцев, так и интересы государства должны в профильном комитете по вопросам налоговой и таможенной политики, который возглавляет представительница пропрезидентской фракции БПП Нина Южанина.
Руководительница комитета выступает против любой налоговой амнистии для владельцев «евроблях». «Люди, которые сегодня вышли на улицу, не хотят ничего платить и не хотят нести ответственность за нарушение законодательства. Мы не можем забыть и не реагировать на то, что 8 миллионов граждан имеют автомобили с украинской регистрацией, платили налоги и так далее», – заявила она в ответ на давление со стороны протестующих.
Еще зимой в Верховной Раде были зарегистрированы 22 законопроекта по урегулированию использования авто с иностранной регистрацией. Впрочем, пока наиболее вероятными для принятия являются законопроекты №5561 и 5562, которые уже получили положительные заключения других комитетов.
В проекте закона №5561 «О внесении изменений в закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» по формированию цивилизованного рынка бывших в употреблении автомобилей» предлагается отказаться от директив ЕС по соблюдению экологического стандарта «Евро-5» при растаможивании именно подержанных авто. Вместо этого предлагается ввести техосмотр для отсеивания действительно неисправных авто или таких, которые могут нанести значительный ущерб окружающей среде.
Законопроект №5562 существенно дополняет предыдущий документ, упрощая нормы растаможивания. Предлагается продлить действие льготного пониженного акциза до конца 2020 года, а также убрать текущие ограничения по дате выпуска автомобиля (по действующему законодательству, это авто, изготовленные не раньше января 2010 года), ограничения на ввоз одного авто на одного человека в течение одного года. Документ снимает обязательства уплаты акцизного сбора по полной ставке в случае перепродажи импортного и растаможенного авто в течение одного года.
В свою очередь, парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал принять в первом чтении законопроект №4932 авторства народного депутата Максима Бурбака (фракция «Народного фронта»). В документе он предлагает облагать нерастаможенные машины по 2 евро в день, предвидя норму по снижению платы в зависимости от количества времени пребывания авто на территории Украины.
Активисты авто на иностранном регистрации, объединившись в общественную организацию «Авто Евро Сила», ранее активно поддерживали нормы, предлагаемые законопроектом №5567. Он позволяет легально использовать автомобили на иностранной регистрации после уплаты некой годовой «абонплаты»: 0,5% ежемесячно от стоимости растаможки такого авто (то есть 6% в год, или примерно 300-400 евро).
Какой именно законопроект примет Верховная Рада и чьи интересы будут учтены больше, пока остается интригой. Очевидно, процесс внесения поправок задержится, ведь речь идет не только об интересах рядовых граждан и наполнении госбюджета, но и об интересах украинских автопроизводителей, которые имеют мощное лобби в парламенте.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»