Основные поставщики ресурса – заводы в РФ и Беларуси – стали на ремонт. Ситуация, сложившаяся в Украине, стала следствием того, что нет инфраструктуры для хранения соответствующих объемов газа. В этом есть и вина правительства.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, оценивая дальнейший рост цен на сжиженный газ.
Недоработки правительства
«Значительная вина правительства в данной ситуации в том, что оно понимало и знало, что рынок автогаза растет, увеличивается количество потребителей, есть риск, что будет определенный дефицит. Это, во-первых, будет влиять на рынок пропан-бутана, во-вторых, не будет инфраструктуры, чтобы создать запасы этого газа», – констатировал Корольчук.
Энергетик подчеркнул, что УЗ к этому не имеет никакого отношения.
«Хотели развиваться, значит, правительство должно было видеть проблему. УЗ – государственная компания, можно было распланировать, договориться с продавцами газа, импортерами. Это должно делать правительство», – отметил специалист.
Он уточнил, что это не стоит расценивать как контроль или регуляцию рынка.
Реальность диверсификации
По мнению эксперта, заявления о диверсификации – пустая болтовня.
«Фактически, можно говорить об увеличении поставок газа из Казахстана и стран ЕС. Но если речь идет о Казахстане, то там нет компаний, которые настроены работать с Украиной в долгосрочной перспективе. Последние годы это показали. В основном идут поставки из РФ и Беларуси. Из Казахстана будет дороже», – пояснил эксперт.
Как уточнил специалист, поставки из ЕС – это реализация реверсной схемы №2.
«Мы будем покупать тот же российский пропан-бутан, но поставляться он будет через Европу. Это абсурд», – отметил он.
Теория заговора
«Действительно, много обвинений в адрес того, что дефицит ресурса – следствие монополизации рынка. Рынок пропан-бутана за последние два года был переделен», – акцентировал Корольчук.
По его словам, появилось много новых участников и нельзя сказать, что рынок монополизирован.
«Речь больше о том, что есть крупные поставщики газа в Украину, которые занимаются доставкой этого газа из РФ, Беларуси, но только до границы Украины. То есть на границе они передают газ другим компаниям. На сегодня компаний-импортеров, занимающихся торговлей пропан-бутаном, 180. Поэтому говорить о монополизации Рынка в Украине не стоит. Можно говорить о влиянии», – заявил энергетик.
Рынок газа на двоих: Медведчук и Порошенко
«Proton Energy Group связывают с Медведчуком, есть обвинения в адрес Порошенко. Обвинения должны расследовать правоохранительные органы. Более того, если речь о том, что кто-то у кого-то что-то «отжал», то почему владельцы компаний не объявят публично: у нас был бизнес, его забрали, это сделали Медведчук, Порошенко или кто-то другой. Этого нет и не будет», – пояснил специалист.
По его мнению, причина в том, что все участники рынка приняли правила игры, которые предложили поставщики газа.
«Причастность Медведчука и Порошенко через косвенные доказательства в виде просто заявлений – это бессмысленно. В логике не всегда если есть А, то наступает Б. Это все предположения», – отметил он.
По его словам, с точки зрения внутренних потребителей, проблема в том, что есть компании, которые договорились с РФ и Беларусью о поставках газа.
«Никто никому не мешает поехать куда угодно, найти там крупных поставщиков, договориться с ним и везти газ в Украину», – добавил эксперт.
Цены на сжиженный газ
«Цена повысилась объективно, потому что есть дефицит на рынке. Это следствие той же либерализации рынка. За что боролись, то и получили – рынок, капитализм, вот как он регулируется. Реакция мгновенная – сразу же повышение цены», – подчеркнул энергетик.
По его мнению, с середины сентября, когда поставки возобновятся, начнется стабилизация цен.
«Для продавцов это лучший момент для повышения цен. Тем более есть спрос. Они это понимают. Многие перешли на автогаз. Это был закономерный процесс роста цены пропан-бутана в Украине. Наступил тот момент, когда потребление увеличилось, а продавцы просто использовали момент для повышения. Теперь звучат заявления о том, что ниже 14 гривен снижать нельзя. Но почему? Ввели какие-то новые налоги? Тогда почему об этом публично не заявить?», – отметил Корольчук.
Специалист предположил, что средняя цена будет 14 гривен за литр, а максимум – 15,5-16 гривен за литр.
«Данная ситуация абсолютно выгодна продавцам газа», – проанализировал Юрий Корольчук.
Как известно, премьер-министр Владимир Гройсман назвал повышение цен на автогаз диверсией против Украины и заявил, что до 15 сентября правительство разберется с бесконтрольным ростом цен.
Как менялась цена автогаза за последний год, смотрите по ссылке.