Ежегодно в конце июля в столицу прибывают десятки тысяч православных, чтобы отпраздновать важный для христиан восточного обряда День крещения Руси. Считается, что в этот день уже более тысячи лет назад князь Владимир крестил тогдашних жителей древнего Киева в реке Почайна, которая когда-то недалеко от современного Подола впадала в Днепр.
Уже во времена независимой Украины праздник приобрел несколько политическую окраску, особенно после событий начала 1990-х годов, когда между православными верующими в Украине произошел раскол. С тех пор Русская православная церковь так и не признала желание части украинского духовенства объединиться и отделиться в Единую поместную церковь. По замыслу российского духовенства УПЦ должна и дальше оставаться метрополией с центром в Москве. Так, впрочем, и произошло: в Украине до сих пор продолжается дискуссия между двумя частями Украинской православной церкви – Киевского и Московского патриархатов.
После событий Революции Достоинства чаша весов сдвинулась в пользу усиления влияния УПЦ КП. Дело в том, что еще во время революционных событий духовенство этой церкви выступило в защиту протестующих: сначала в ночь на 1 декабря 2013-го, когда стены храма Михайловского Златоверхого защитили студентов и митингующих от дубинок спецподразделения «Беркут». После этого УПЦ КП и ее высшее духовенство предоставили всю посильную помощь протестующим, создав на территории храма условия для проживания и лазарет.
Тогда как Киево-Печерская Лавра, контролируемая УПЦ МП, всячески поддерживала сторону тогдашней власти, предоставляя убежище на своей территории протестующим из лагеря «Антимайдана». Священники и выше духовенство этой церкви никогда не скрывали своей симпатии к России и вообще к власти в Кремле.
Раскол только углубился и после начала боевых действий на Донбассе. УПЦ МП хоть публично и не поддерживала сепаратистов, однако активно продвигала идеи так называемого «русского мира». Украинские военные подтверждают данные, согласно которым некоторые из духовенства на временно неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей даже участвовали в боевых действиях в рядах боевиков.
В свою очередь, именно священники УПЦ КП чаще всего становятся военными капелланами в рядах ВСУ. Недавно командующий Национальной гвардией генерал-лейтенант Юрий Аллеров заявил, что в его ведомство капелланами не берут представителей Украинской православной церкви Московского патриархата. Мол, указанное положение даже прописано в постановлении Кабинета министров.
За последние 3 года государство существенно вмешивается в церковные дела, хотя это не предусмотрено в действующей Конституции. Политики и чиновники объясняют это необходимостью заботиться о национальной безопасности, ведь используя религиозные ряды той же самой УПЦ МП, Кремль пытается создать себе дополнительный плацдарм для гибридного вмешательства во внутренние дела Украины.
Два хода
УПЦ МП до сих пор занимает второе место по количеству верующих в Украине: при этом, по данным опроса Центра Разумкова, в 2011 году она была первой. До сих пор, по данным Госкомнацрелигий, по численности приходов и священнослужителей УПЦ МП занимает первое место.
Чтобы не создавать конфликта между верующими разных патриархатов, в Киеве проходят два Крестных хода: в этом году 27 июля по улицам Киева прошли верующие УПЦ МП, а 28 июля – УПЦ КП. При этом по разным данным, верующих Московского патриархата было в несколько раз больше, чем Киевского. Интересно и то, что российские телеканалы и сайты отмечали, что количество участников Крестного хода под патронатом УПЦ МП составляло по меньшей мере 100 тысяч человек, а украинские СМИ и силовики якобы нарочно занизили эти данные в 10 раз.
Но сколько бы на самом деле верующих ни принимали участия в ходе, важным остаются месседжи, которые звучали во время религиозного праздника. Так, в своих проповедях предстоятель УПЦ МП блаженнейший Митрополит Онуфрий говорил преимущественно на чисто религиозную тематику, вспоминая историю крещения Владимира и Киевской Руси. Впрочем, во время самого мероприятия в разговорах между участниками хода звучали слова о необходимости скорейшего поиска мирного решения конфликта на Донбассе и традиционные оскорбления в адрес непризнанной УПЦ КП.
В свою очередь, предстоятель УПЦ КП Филарет был более решительным в своих публичных заявлениях, особенно отметив в своей проповеди стратегические и мировоззренческие различия с Московским патриархатом в отношении к вопросу мира. «Мы за мир справедливый, а они – за мир в неволе. Мы – за независимое украинское государство, за неприкосновенность наших территорий украинских, а они хотят присоединить Украину к России и вновь создать новую Российскую империю. И в этом разница», – отметил Филарет.
Православная консерва
Конечно, без политики не обошлось. Во-первых, в данном вопросе стоит отметить работу правоохранительных органов: несмотря на возможность провокаций со стороны праворадикальных движений, столкновений удалось избежать. Вообще вопрос безопасности 27-28 июля были едва ли не самым важным, ведь на саму Владимирскую горку попасть без прохождения металлодетектора и проверки было невозможно, а охрану общественного порядка в эти дни обеспечивали более 3 тысяч полицейских.
Во-вторых, в Крестном ходе под патронатом УПЦ МП улицам Киева приняли участие народные депутаты из фракции «Оппозиционного блока». Некоторые из них находятся под следствием и не имеют депутатской неприкосновенности. Один из лидеров ОБ Вадим Новинский не раз отмечал важность хода как одного из верных шагов на пути к установлению мира в Украине. «Вот эти Крестные ходы, которые были в течение нескольких лет в Украине, показывают, насколько много людей отдают свои молитвы к Господу Богу. И сегодня на Владимирской горке мы молились за мир, за то, чтобы быстрее в Украине наступил мир, по благодати Божией. Вера людей сильнее всего. И вера победит», – подчеркнул Вадим Новинский.
Свое слово о Крестном ходе сказал и президент Петр Порошенко. В частности, на своей странице в Facebook он отметил свои ожидания по поводу признания автокефалии Украинской православной церкви от Константинопольского патриархата. «Владимир Великий 1029 лет назад принял судьбоносное решение – окрестить Русь-Украину. Он принял христианскую веру от Константинопольской церкви, которая для нас и поныне является Церковью-Матерью. Именно от нее мы ожидаем признания автокефалии Украинской церкви равной другим Поместным православным церквям. И, разумеется, духовно и административно независимой от Москвы, от страны-агрессора», – отметил Порошенко. Очевидно, учитывая тесные отношения УПЦ МП с российской метрополией, глава государства имел в виду создание Украинской церкви именно на базе УПЦ КП.
Действительно, в своем заявлении президент выступил со смелым призывом, ведь по Конституции государство не имеет права вмешиваться в церковные дела. Впрочем, события последних лет свидетельствуют, что закрывать глаза на очевидные угрозы не стоит, а именно в идеологическом смысле УПЦ МП сознательно или бессознательно работает на вражеские замыслы Кремля.
Время на раскачку?
Крестный ход для «Оппозиционного блока» – один из действенных методов напомнить власти о себе. Шествие транслировался телеканалом «Интер», а количество самих верующих должно было произвести впечатление: не часто в последние годы в центре столицы мобилизировалась подобная по численности акция.
Поэтому расчет вполне верен: любая провокация в сторону участников шествия может быть расценена как акт агрессии. А при хорошем медийном освещении подобная ситуация может иметь немалый резонанс. Об этом и намекают украинской власти в Кремле. Именно провокации на религиозной почве могут быть использованы как один из возможных поводов для агрессивных действий российской стороны на территории Украины. По аналогии с «защитой русскоязычного населения», о чем неоднократно намекало руководство Кремля, в ход может пойти и искусственно созданное религиозное противостояние. По крайней мере предпосылок для подобных сценариев немало.
Кроме президента, свое слово в «церковном вопросе» весной этого года сказала и Верховная Рада. Так, были зарегистрированы 2 законопроекта, которые ставят существенные ограничения для деятельности УПЦ Московского патриархата. Речь идет о документе «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором». Он предусматривает согласование кандидатур митрополитов и епископов, назначаемых метрополией, только по согласованию с органами власти. Еще один законопроект «О внесении изменений в закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» предусматривает предоставление прихожанам права менять юрисдикцию религиозных общин, центры которых действуют в Украине и за ее пределами. Оба документа пока так и не были проголосованы в парламенте.
Конечно, просчитать последствия принятия обоих документов трудно, как и стратегию, которую выберет Кремль относительно своего пока наиболее искусно замаскированному гибридному оружию в виде УПЦ МП. Но рано или поздно все маски будут сорваны и православным украинцам придется определиться и с еще одним непростым для себя вопросом церковной принадлежности и связанного с ним будущего Украины.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»