Последнее время очень активизировалась тема импичмента президента. Для полноты картины следует признать, что в Украине еще очень слабы институты демократии, чтобы опираться только на определяющую роль выборов как наиболее эффективного способа легальной ротации политиков.
Об этом в эксклюзивном материале «Уотергейт по-украински. Что скрывается за страшилками об импичменте президенту?» для «Слова и Дела» рассказал политический эксперт Александр Радчук.
«Президент Украины – единственная выборная должность, которая по всем формальным признакам имеет реальный статус неприкосновенности. Ведь импичмент формально хоть и прописан в Конституции, но сама процедура отстранения главы государства от должности является слишком сложной для реализации», – констатировал Радчук.
Политолог напомнил, что единственный случай фактического отстранения от должности произошел зимой 2014 года с Януковичем.
«Почти через год ВР лишила Януковича звания президента «в связи с неконституционным самоустранением от исполнения своих обязанностей и бегством с территории Украины», – уточнил он.
По его словам, именно в этом и заключается самая большая юридическая коллизия.
«В статье 105 Конституции говорится, что звание президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только он не был смещен с поста в порядке импичмента. Именно поэтому после соответствующего решения парламента новоизбранному президенту Порошенко пришлось обращаться в Конституционный суд, чтобы тот рассмотрел конституционность закона о лишении Януковича звания президента», – напомнил специалист.
Как добавил политолог, чтобы избежать подобных ситуаций, Украине нужен новый закон об импичменте Президенту.
На его взгляд, сейчас процедура импичмента сложная и запутанная.
«Парламент в случае совершения преступления президентом Украины может досрочно прекратить его полномочия, отстранив от должности. Основаниями могут быть госизмена или нарушение Конституции Украины», - отметил Радчук.
«Гордиев узел Минских соглашений разрубить непросто, да и само решение в этой ситуации зависит не только от Порошенко», – признал политолог.
Он пояснил, что именно тема войны на Востоке в окружении Порошенко считается вполне самодостаточной, чтобы оправдать несвоевременность любых инициатив по импичменту.
По его мнению, наиболее активно на теме импичмента играют фракция «Батькивщины» и ее лидер Юлия Тимошенко.
«Еще в ноябре 2014-го документ от фракции прошел все стадии обработки в комитетах и был готов к рассмотрению, но за два года так и не был включен в повестку дня. Идею о новом законодательстве по поводу процедуры импичмента поддерживают также Радикальная партия Олега Ляшко, «Самопомич» и «Оппозиционный блок», – подчеркнул Радчук.
Однако, уточнил он, даже в чисто арифметическом прогнозе их совместные усилия выглядят призрачно.
«Лучший выход из ситуации для Петра Порошенко заключается в том, чтобы самому выступить с инициативой внести соответствующий закон о процедуре импичмента президенту», – резюмировал Александр Радчук.
Подробнее – в материале «Уотергейт по-украински. Что скрывается за страшилками об импичменте президенту?».