Жизнь после АТО: зачем в Украине создают Министерство по вопросам ветеранов?

Александр Радчукполитолог

Президент Петр Порошенко обратился в парламент с предложением рассмотреть возможность создания нового Министерства по делам ветеранов. «За 2,5 года в АТО приняли участие 300 тысяч украинских воинов. Хочу поблагодарить каждого ветерана АТО», – заявил глава государства, посетив недавно созданный Центр помощи участникам АТО в Сумах.

Идея создать профильное министерство, которое бы централизованно занялось проблемами ветеранов АТО, не нова. Дискуссии вокруг создания еще одной чиновничьей структуры активизировались в конце 2016 года.

Верховная Рада еще в начале этого года проголосовала за проект постановления №5712, в котором рекомендовала Кабмину создать профильное министерство по делам ветеранов. Кроме того, парламент рекомендовал правительству выделить участников АТО в отдельную социальную категорию с предоставлением соответствующего статуса. Уже в мае этого года руководители и представители общественных организаций, которые занимаются решением проблем ветеранов АТО, заявили о такой же инициативе. Причина, по мнению активистов, в некомпетентности и непрофессионализме Министерства социальной политики.

На уровне Кабмина делами ветеранов занимается созданная правительством Государственная служба по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции. По факту она разрабатывает и вносит на рассмотрение министра соцполитики предложения по обеспечению социальной защиты ветеранов войны и участников антитеррористической операции, а также социальной и профессиональной адаптации военнослужащих, демобилизованных и участников АТО.

Такие ведомства существуют и в других странах. Например, в США Министерство по делам ветеранов создано еще в 1930 году. Ведомство состоит из трех отделов-администраций: по вопросам медицинского обеспечения, по вопросам льгот и привилегий и по похоронным делам, который занимается содержанием мест захоронения ветеранов военной службы.

Мобилизация на гражданский фронт

Проблемы у граждан, которые стали на защиту своего государства, начали появляться еще на уровне получения статуса участников боевых действий. Традиции бюрократического «совка» в постсоветской Украине до сих пор имеют сакральное значение: без «бумажки» ты никто.

Статус УБД якобы должен гарантировать его владельцам целый перечень социальных льгот, некоторые из которых распространяются и на членов их семей. Но получить заветную «корочку» с самого начала не было легко. Лишь после того, как сами участники боевых действий, отслужив в АТО, возвращались домой и сталкивались с чиновничьим произволом, начали объединяться в общественные организации и отстаивать свои права, ситуация изменилась в лучшую сторону.

Однако и сейчас государство, олицетворенное многочисленными чиновниками-клерками, не слишком спешит предоставлять ветеранам заслуженные социальные гарантии и льготы. Особенно трудно дается льготное выделение земли участникам АТО, обеспечение жильем семей погибших воинов, выплаты за медицинское обслуживание. Не всегда государство придет на помощь ветерану в случае произвола со стороны работодателя, который должен сохранить на время его службы заработную плату и место работы.

Остается не менее проблемным и вопрос получения статуса УБД для граждан, служивших в добровольческих воинских формированиях. Для них получить и статус, и льготы еще труднее.

Не лишним было бы сказать и о психологической реабилитации, которая пока остается больше прерогативой волонтерских и донорских организаций, а не государственным делом. В свою очередь, именно ветераны создают чиновникам и политикам кучу дополнительных «проблем»: они инициативны, мотивированы, у них отсутствует чувство страха и обострено чувство справедливости. Ветераны АТО организованы, могут быстро мобилизоваться ради отстаивания своих прав или в случаях, когда нарушаются права других граждан. Именно они выступили одними из инициаторов экономической блокады Донбасса, требуя от властей добиться прогресса в освобождении из плена своих собратьев.

При чем здесь НАТО?

Еще одной причиной, почему так активно продвигается идея с созданием нового министерства, заключается в учете рекомендаций западных партнеров. Получается, как и в большинстве вопросов реформирования всех сфер жизни в Украине, без «волшебного пенделя» со стороны ЕС и США здесь не обойтись.

Очень симптоматично, что заявление президента появилось именно во время визита генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга и открытия нового здания представительства Североатлантического альянса в Украине.

Дело в том, что стандарты НАТО – это не только инновации в вооружении, новейшее оснащения и подготовка солдат и офицеров. Это еще и изменения в отношении государства к социальным стандартам и обеспечению не только тех военных, которые находятся на службе, но и тех, кто рисковал своей жизнью и здоровьем ранее. Поэтому один из стандартов НАТО предполагает заботу о ветеранах и членов их семей, особенно когда речь идет о гибели или потери военнослужащим здоровья во время службы в армии.

Поэтому вполне вероятно, что инициатива по созданию Министерства по делам ветеранов АТО – еще один шаг в приближении к стандартам стран-участниц Североатлантического альянса. Пока по своей сути, к сожалению, весьма декларативный.

Без министерства никак?

Можно ли обойтись без создания подобного министерства? В реалиях войны и ее длительных отголосков во времени проблемами ветеранов придется заниматься на государственном уровне. Именно поэтому альтернативы созданию подобной структуры нет.

Другое дело, будет ли деятельность нового ведомства эффективной? Вспомним, что начиная с 2014 года государство уже создавало профильные министерства, которые должны заниматься отдельными вызовами, связанными с агрессией на Донбассе и аннексией Крыма. Прежде всего это Министерство информационной политики и Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины. Вряд ли после создания обоих ведомств вызовы в информационной сфере и по проблемам переселенцев в Украине уменьшились.

Еще один интересный аспект: кто именно возглавит новое министерство? Во властных кабинетах понимают, что для общения с бывшими АТОшниками нужен человек, который обладает сильным авторитетом и доверием у этой социальной группы. Говорят, что одним из реальных кандидатов может стать бывший волонтер, экс-глава Луганской ВГА, а ныне заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука. Он сам неоднократно публично поддерживал инициативу создания нового министерства, объясняя это тем, что сейчас существуют целых 19 организаций, которые распыляют государственные средства, однако не занимаются делами ветеранов. Исходя из этого, можно справедливо предположить, что деньги из госбюджета на деятельность в сфере защиты прав ветеранов есть, однако до сих пор они использовались неэффективно.

Проблемы индейцев

Эксперты же считают, что работу по защите социальных прав ветеранов, их психологическую реабилитацию и реинтеграцию нужно начинать на уровне громад.

Недавно общественная организация «Институт мира и согласия» в партнерстве со Шведским обществом мира и арбитража при поддержке Академии Фольке Бернадотта рассказали о результатах пилотного проекта по поиску алгоритма реинтеграции ветеранов АТО на уровне семи местных громад в Винницкой, Сумской, Ивано-Франковской, Полтавской, Днепропетровской, Донецкой областях и в городе Краматорск.

Прежде всего речь идет об отсутствии системной и профессиональной психологической помощи ветеранам АТО и членам их семей. Из-за этого растет число случаев злоупотребления алкоголем, суицидов и бытовых конфликтов. Следующая по уровню сложности проблема – отсутствие работы в регионах и недостаток возможностей для самореализации.

Всего, по данным Государственной службы по делам ветеранов войны и участников АТО, статус участников боевых действий получили 278 тысяч 72 человека. Постепенно, учитывая продолжение конфликта на Донбассе, количество ветеранов будет только расти. Поэтому проблемы с реинтеграцией воинов АТО в мирную жизнь не избежать. Но сможет ли решить эту непростую задачу инициатива по созданию отдельного министерства – вопрос, скорее, риторический.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО