Почему в Украине невозможен антикоррупционный Майдан? Да потому, что в этой национальной забаве участвуют едва ли не все граждане. Мы жутко возмущаемся, когда слышим разоблачения чиновников и депутатов по поводу взяток за различные «услуги». При этом сами не считаем зазорным «сунуть в лапу» в различных формах: «коньяк и конфеты» врачу, «на шторы» учителю ребёнка, «шоколадку» паспортистке, «на бутылку» сотруднику ЖЭКа и т.д. Коррупция – это когда властьимущий торгует тем, что ему не принадлежит: нашими с вами интересами, которые он нанят бдеть. Однако именно наш с вами спрос и рождает предложение таких услуг.
От общего – к частному. Сколько водителей жалеют «работягу» с парковки, который часто безо всякой надобности машет руками, «помогая» припарковаться? Ну как такого не отблагодарить за «работу», не сунуть ему десятку (пятёрку, двадцатку и т.д.)? Но ведь он работает за приличную зарплату! А парковка – не его собственность, это наше с вами совместное имущество, на котором муниципальные власти зарабатывают в интересах всех горожан! Но у многих, помимо желания «облагодетельствовать» парковщика, срабатывает элементарная лень: не хочется пройти два шага к паркомату или воспользоваться простейшим приложением на смартфоне для безналичной оплаты парковки. Простите, но это типичный «совок».
Вы задумывались о том, сколько денег оборачивается в тени? Те самые ваши десятки, отданные зачем-то парковщикам без кассовых аппаратов (и, соответственно, без чеков), складываются в десятки и сотни тысяч, которые не идут на нужды города, а внаглую «пилятся» теми, кто «крышует» наши (а не их) парковки. Несколько грантовых общественных организаций решили изучить этот вопрос и попытаться навести порядок в этом хозяйстве хотя бы в тестовом режиме. Назвали проект «Честная парковка». Уже месяц длится трёхмесячный эксперимент на нескольких киевских парковках и вот результат: в среднем сбор в 2,2 раза превысил тот, что был за этот же период в прошлом году (а на отдельных локациях превышение почти четырёхкратное). Проблемы, которые выявили исполнители проекта, большинством водителей проблемами даже не считаются: «случайно» неработающие паркоматы, невыдача квитанций парковщиками, незнание водителями того, что оплатить стоянку авто можно безналично – с помощью приложения, при этом парковщики никогда не подсказывали этого водителям.
Лишь одну проблему из выявленных сами автомобилисты тоже считали таковой – паркование «ёлочкой», что создаёт большие проблемы с проездом, ведь таким образом занят целый ряд дороги и часто это приводит к заторам и пробкам. Делается это для того, чтобы «впихнуть» на парковку на треть больше машин, чем положено, давая дополнительный нелегальный заработок парковщикам и их «крыше». Но даже регулярно «спотыкаясь» о такие неправильные парковки сами водители, тем не менее, безропотно продолжают парковаться именно так, а не параллельно бордюру, думая, что так и надо и что другого выхода нет – всем ведь хочется оставить машину поближе к офису или торговому центру.
Вообще сам парковочный «бизнес» в Украине – это мерзкое порождение «перестроечной экономики», которая при нашем попустительстве продолжает процветать в стране, номинально стремящейся в Европу. А там, куда мы стремимся, этот вопрос давно решён благодаря подземным паркингам. Но ведь для постройки необходимого количества паркингов нужно капитально вложиться, окупаемость начнётся лишь через несколько лет, тогда как сегодняшняя дикая парковка – это делание денег (и немалых) в прямом смысле слова из воздуха.
«Честную парковку» в Киеве общественные организации реализовали на пяти площадках: ул. Прорезная, 27-19; ул. Владимирская, 50; ул. Льва Толстого (от ул. Владимирской до ул. Антоновича); пл. Ивана Франко; ул. Бассейная, 23/52-11. Все они в так называемой «первой зоне» – в центре города, все оборудованы паркоматами (либо через приложение в два клика можно оплатить), все они загружены «под завязку», но при этом, по данным системы «Майно», все они дают очень скромные поступления в бюджет города.
Нужно ли говорить, что «старые» парковщики сильно не обрадовались общественному мониторингу их работы, упирались, что есть сил, или просили водителей не платить за парковку (чтобы «не портить статистику» ростом денежных поступлений). Эту ситуацию без преувеличения можно считать яркой наглядной иллюстрацией того, как наша система противится любым реформам, во всех сферах. И помогаем этой системе мы сами, безропотно играя по её правилам: каждый из нас по отдельности, в душе желая изменения страны, в быту не спешит меняться сам.
Тем временем городские власти, озаботившись выборочным сносом МАФов и таким же выборочным ремонтом дорог, совершенно не стремятся что-либо менять в сфере парковки, которая отдельным чиновникам приносит высокий стабильный доход как раз в нынешнем, нереформированном виде.
Показательный момент: «старые парковщики» похвастались экспериментаторам, что работают на своих точках по многу лет и уже даже сдружились с теми, кто постоянно ставит там машины: они «бронируют» места для своих клиентов бело-оранжевыми «фишками», что абсолютно незаконно. За это клиенты не скупятся на чаевые и даже привозят парковщикам из отпусков магнитики. А на одной из экспериментальных парковок её предприимчивый работник, узнав о проекте, собрал с постоянных клиентов деньги за месяц вперёд (таким образом, ухудшил поступления в бюджет со своей площадки на 20%). Вряд ли владельцы автомобилей задумались над тем, что стали, таким образом, пособниками самого настоящего воровства денег из городского бюджета, но фактически и юридически речь именно об этом.
Что можно сделать? Во-первых, срочно изменить правила парковки, прежде всего отказавшись от парковщиков и автоматизировав все расчёты – через паркоматы, с помощью приложения или покупки месячных абонементов на парковку (они и сейчас формально существуют, стоят 630 гривен, но вы попробуйте найти и купить такой абонемент). Во-вторых, законодательно урегулировать правила парковки, усилив ответственность водителя. А как иначе? Собственность обязывает.
Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»