Мундир генпрокурора: провальные дела, «телефонное право» и главные козыри Луценко в ГПУ

Виталий Куликполитический эксперт

Преодоление отчуждения Генпрокуратуры от общества можно отнести к достижениям Луценко. В отличие от предшественников, Луценко удалось наладить эту коммуникацию.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик, подводя итоги першого года деятельности генпрокурора Луценко.

Козыри Луценко - риски для власти

«Определенные достижения у Генпрокуратуры есть: это количество посадок, задержаний, уголовных производств. Последние важное событие - конфискация активов Януковича. Несмотря на скандальность и попытки отдельных политиков подать это как историю о пиаре, понимая систему, можно считать, что это действительно достижение команды генпрокурора. Это достижение Юрий Луценко будет использовать, как свой козырь», - оценил Кулик.

По его мнению, «дело Януковича» – еще один потенциальный козырь генпрокурора.

«Это дело сложно довести до конца, но по нему есть подвижки. В то же время, это дело нужно Луценко как политику. Есть все основания полагать, что Янукович может быть приговорен не только за госизмену, но и за коррупционные деяния. Вопрос в том, что в суде пока ничего не доказано. Раньше в прокуратуре не спешили заниматься этими вопросами, затягивали процесс и сливали информацию представителям обвиняемых. Сейчас ситуация иная, но есть и другие риски», - рассуждает специалист.

Важно, чтобы Луценко не превратил «дело Януковича» в свой персональный театр. Это дело - честь не только его мундира, а всей архитектуры действующей власти.

«На обвинениях в адрес Януковича построена идеология постмайданной власти. Если не будет вынесен приговор - встанет вопрос легитимности Президента Порошенко, Верховной Рады, ее спикера, правительства, коалиции – не только Луценко», - констатировал Виталий Кулик.

В то же время, по его словам, у Луценко есть абсолютно провальные направления.

«Расследование дел Майдана провалены. Перспектив быстрого осуждения виновных или хотя бы заочного вынесения приговоров нет», - убежден эксперт.

ГПУ как система «телефонного права»

Политолог отметил, что ГПУ остается системой многих воздействий.

«ГПУ - система многих давлений и пересечения интересов различных групп. Иногда прокуратура используется для политических преследований, давления на определенные секторы бизнеса, рейдерских атак», - уточнил он.

«И это тоже было в истории ГПУ при Луценко. Обыски в Одессе, Харькове, Днепре, Киеве, Львове и других городах свидетельствуют, что ГПУ используется в политических интересах, создавая некомфортные условия для сил, находящихся в оппозиции к действующей власти. Это плохой сигнал», - объясняет политолог.

По его убеждению, такие факты свидетельствуют о том, что в Украине нет действительно незаангажированной судебной и правоохранительной системы.

«ГПУ продолжает существовать в формате «телефонного права». Действует принцип: если ты при власти - тебе все, если ты без власти - тебе закон», - отметил Кулик.

Обещать – не значит выполнить: «Руководить ГПУ буду полтора года»

«Миссия свою в ГПУ Луценко пока не выполнил, но в должности генпрокурора он наиболее органично вписывается в нынешнюю архитектуру власти. Вряд ли у Порошенко сейчас есть планы заменить Луценко или перевести его на другую должность. Убирать Луценко пока нет смысла. До конца текущего года он, видимо, останется на посту генпрокурора. Изменения возможны тогда, когда политический кризис войдет в следующую фазу», - резюмировал Виталий Кулик.

15 мая 2016 года генпрокурор Луценко заявил, что в случае провала на должности уйдет из политической и общественной жизни.

«Слово и Дело» зафиксировало 125 обещаний Юрия Луценко. Общий показатель уровня его ответственности составляет 33%.

Уже завтра Юрий Луценко публично отчитается о выполнении обещаний, зафиксированных «Словом и Делом». Детали – по ссылке.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО