Будущий президент Франции: представитель новой элиты, а не пропутинский маргинал

Максим Кречетовжурналист, блогер

Почти четверть французских избирателей (23,75%) проголосовали за смену политической элиты в стране. Эммануэль Макрон рекордно молод для должности главы государства – ему всего 39. Но именно он, новичок в большой политике одной из самых влиятельных стран мира (и тем более Европы), смог остановить популистское безумие, которое победило на президентских выборах в США и в лице Марин Ле Пен грозило победить во Франции.

Пусть даже всего на два с лишним процента, но Макрон всё же обошёл опасную ультраправую популистку Ле Пен. Это очень важная психологическая победа, и вот почему: во втором туре он победил бы, даже если бы в первом занял всего лишь вторую ступень пьедестала, ведь за него через две недели будут голосовать не только его сторонники, но и противники Ле Пен. Просто теперь мы точно знаем, что конкретно его сторонников во Франции больше 8 с половиной миллионов, тогда как Ле Пен мечтали видеть хозяйкой Елисейского дворца чуть больше 7 с половиной миллионов избирателей. Разница существенная – почти в миллион.

Ярая противница объединённой Европы и такая же ярая сторонница Путина, Марин Ле Пен мобилизовала всех, кого смогла. Во втором туре ей могут отойти голоса других маргиналов, зато многие её собственные разочаровавшиеся сторонники могут и не дойти до избирательных урн во втором туре через две недели. Зато лично прийти и поддержать Макрона во втором туре уже пообещал номер третий по результатам первого тура, признавший своё поражение лидер партии «Республиканцы» Франсуа Фийон (а за него отдали голоса более 7 миллионов человек). Конечно же, все голоса за Фийона автоматически не отойдут Макрону во втором туре, но лишь потому, что далеко не все пойдут снова голосовать. Зато те, кто пойдет, отдадут голос именно за самого молодого президента в истории Франции, но никак не за пожилую и неуравновешенную мадам.

Кстати, даже сам абсолютно ожидаемый факт прохождения Ле Пен во второй тур всё равно вызвал возмущение у молодёжи, которая тут же вышла протестовать на улицы Парижа против этого результата. Всё просто: «Трамп в юбке», как называют Марин Ле Пен, играла на фобиях и самых низменных чувствах французов: нелюбви к Европе, которую они якобы вынуждены кормить (помните миф «Донбасс кормит Украину»?), страхе и ненависти к мигрантам (а между прочим, они бегут не только из бывших колоний Франции, но и из стран, в которых началась война не без участия Парижа). Ле Пен старательно ковырялась в прошлом и взывала к желаниям французов разрушить существующий порядок. Макрон тем временем говорил о будущем и о созидании. Да, это несколько упрощённая схема, но ведь и правда: взамен разрушения общеевропейского дома Ле Пен призывала строить стены, а назло соседям подружиться с Трампом и особенно с Путиным.

Итак, для победы во втором туре Эммануэлю Макрону практически ничего не нужно делать. Уже очевидно, что повторится история 2002 года, когда во второй тур вышел отец нынешней конкурентки Макрона – Жан-Мари Ле Пен. Националист и еврофоб во втором туре президентских выборов – это был шок для всего мира и, в первую очередь, конечно, для самой Франции. Среди его программных обещаний были высылка нелегальных мигрантов, ограничение избирательных прав иностранцев, отмена автоматического приобретения гражданства, выход из Маастрихтского договора и Шенгенских соглашений, проведение референдумов о введении смертной казни и об отмене евро. Марин Ле Пен, «отжав» у отца партию и вооружившись его же лозунгами, предлагает то же самое: кризис с мигрантами и экономический упадок последних лет играли ей на руку. Но и в этот раз история 15-летней давности наверняка повторится. Напомню, тогда соотношение голосов за Жака Ширака и Жан-Мари Ле Пена в первом туре было 19,88% к 16,86% (а в голосах избирателей разрыв составлял около 800 тысяч), зато во втором туре соотношение было впечатляющим: 82,21% (25,5 миллионов) за Ширака и 17,79% (5,5 миллионов) за Ле Пена.

Сначала победа Дональда Трампа в США, а потом решение о выходе Великобритании из Евросоюза, похоже, протрезвили европейцев. Сначала в Голландии ультраправые проиграли на парламентских выборах, теперь Ле Пен, вопреки прогнозам, стала лишь второй по результатам первого тура выборов президента Франции. Осталось дождаться победы Ангелы Меркель на парламентских выборах в ФРГ в сентябре – и можно будет выдохнуть спокойно. Но в данном случае важно, что во второй тур вышли именно Макрон и Ле Пен, а не Ле Пен и ещё один друг Путина Франсуа Фийон. Или не Макрон и Фийон (тогда победа Макрона во втором туре была бы не столь очевидной). И вот тут хочется отметить самую интересную для Украины деталь: возглавлявший президентский рейтинг до января этого года экс-премьер-министр Фийон скатился на третью позицию из-за скандала с фиктивным трудоустройством на госслужбу жены и детей. Украину лишь тогда можно будет считать европейской страной, когда и у нас такие же «шалости» смогут перечеркнуть карьеру даже самого популярного политика.

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО