Референдум 16 апреля в Турции уже называют переломным в истории развития страны за последние почти 100 лет. Речь идет об изменениях в конституции, согласно которым, Турция превращается из парламентской в президентскую республику.
Отныне должность премьер-министра упраздняется, а президент получает право назначать и увольнять всех министров. Таким образом, глава государства получил всю полноту исполнительной власти. Важно и то, что в соответствии с изменениями, принятыми в результате референдума, действующий президент Турции Реджеп Эрдоган получил возможность вновь баллотироваться на высший пост в стране уже с 2019-го года. А значит – сможет и впредь занимать свою должность 2 срока подряд вплоть до 2029 года.
Такие тенденции означают только одно: в Турции начался демонтаж демократического строя со значительным креном к диктатуре. Ведь при слабой оппозиции, подконтрольных армии и СМИ и в условиях жесткого подавления инакомыслия получаем вполне жизнеспособный диктаторский режим.
Правда, Эрдогану придется нелегко, ведь за изменения в конституцию проголосовали 51,41% турок, тогда как 48,59 % высказали противоположную позицию. Преимущество в чуть более чем 1,3 миллиона голосов пока не выглядит убедительным. К тому же и к самим процедурам голосования и подсчета голосов есть существенные замечания, прежде всего у европейских наблюдателей. Так зачем Турции стремительно становиться диктатурой?
Причина №1: война
Усиливать авторитарный стиль управления государством Эрдоган начал с лета 2016-го, когда в Турции произошла неудачная попытка военного переворота. Одной из предпосылок попытки переворота как раз и были диктаторские «замашки» президента, который фактически свел на нет оппозиционное движение в стране и боролся с любым инакомыслием. К тому же в государстве стал более заметным тренд к исламизации. Сам Эрдоган способствует таким тенденциям, неоднократно намекая даже на восстановления титула «султан» в применении к главе государства.
В Турции до сих пор борются две крайности: значительный протестный потенциал турок тесно связан с уважением к власти, основанной на культе личности «лидера нации». Несмотря на значимость реформ и превращение Турции из религиозного в светское государство в начале 20-х годов прошлого века, тогдашний ее лидер Кемаль Ататюрк заложил и мину замедленного действия в виде сакрализации собственной персоны. А значит, в трудные минуты турки апеллируют именно к тем ценностям «сильной руки», которые способны преодолеть негативные общественные явления, чем успешно воспользовался Эрдоган.
В ЕС все авторитарные шаги Эрдогана после лета 2016-го осудили. Как и результаты последнего референдума. Наблюдатели от ОБСЕ обнародовали отчет, в котором привели доказательства того, что референдум о внесении изменений в конституцию в Турции не соответствовал демократическим стандартам. Ответ Эрдогана не вынудил себя долго ждать: президент резко раскритиковал отчеты международных наблюдателей, посоветовав им «знать свое место». Уже на следующий день после референдума Совет нацбезопасности Турции еще на три месяца продлил режим чрезвычайного положения, который длится с июля 2016-го.
А вот президент США Дональд Трамп решил не ломать отношения с мощным партнером и наоборот – поздравил своего турецкого коллегу с победой на референдуме. Это еще раз подтверждает тезис о том, что США не так озабочены демократическими преобразованиями в остальном мире, как собственными интересами. А Турция – важный игрок во всех процессах, связанных с решением кризисных явлений на Ближнем Востоке.
Именно из-за войны на два фронта – против курдских повстанцев и ИГИЛ на территории соседней Сирии – и возникла необходимость усиления авторитарных позиций внутри государства. Это первая причина, из-за которой нынешней власти Турции приходится превращаться в диктаторский режим. Очевидно, угрозы от войны более значимые, чем те ценности, которые последние два десятилетия Турция пыталась постичь, идя на сближение с ЕС.
Причина №2: отношения с ЕС
А вот в отношениях с ЕС наступил непростой период. Застой, который длился 10 последних лет, сильно изменил мнение самих турок относительно необходимости сближения с Евросоюзом. Европейские лидеры слишком долго держали на коротком поводке Турцию, пытавшуюся стать полноправным членом европейского сообщества. И даже согласны были закрывать глаза на авторитаризм в обмен, скажем, на временные поселения для сирийских беженцев, чтобы сдержать нелегальный поток мигрантов в Европу.
Однако сейчас становится все более очевидным, что Эрдоган не остановится в своем стремлении к усилению власти. Так, крайне неприемлемой для европейского сообщества выглядит инициатива турецкого главы государства восстановить смертную казнь. И, похоже, этот шаг он рассматривает как вполне реальный.
Еще не утихли дипломатические скандалы относительно запрета некоторыми европейскими странами проводить агитацию за референдум турецким чиновникам, а на горизонте появляются новые опасности ухудшения отношений. Прежде всего, речь о заявления ряда лидеров немецких партий относительно отмены переговоров о вступлении Турции в Евросоюз. Некоторые из них даже высказали смелую мысль о прекращении сотрудничества с Эрдоганом и усилении поддержки демократических оппозиционных движений в Турции. Очевидно, такие шаги не будут способствовать партнерству.
Европа слишком долго «холодно» относилась к попыткам Турции присоединиться к сообществу демократических государств. И даже различия в ценностях не оправдывают страхи лидеров европейских государств касательно «туркизации» европейского континента. Поэтому вполне естественно, что внутри страны возникло движение сопротивления интеграции в ЕС и следованию европейским ценностям.
Причина №3: слабость НАТО и усиление геополитического влияния в регионе
Наконец, Турция в последнее время проявляла все более решительную позицию в отстаивании собственных национальных интересов. Кульминацией с демонстрацией силы стал инцидент с уничтожением российского бомбардировщика СУ-24, не отреагировавшего на замечание и нарушившего воздушное пространство страны в ноябре 2015-го.
Турция – один из самых влиятельных членов НАТО, присоединившийся к военно-политическому блоку еще в 1952-ом году. И хотя генсек Альянса в официальном заявлении выразил поддержку решительным действиям Турции в конце ноября 2015-го относительно неправомерных действий российской авиации, в НАТО намекнули на необходимости деэскалации возможного конфликта путем дипломатических переговоров. То есть в случае потенциальной угрозы со стороны России даже член Альянса мог бы не получить военную поддержку других участников военного блока, которая гарантируется 5-ой статьей Договора о НАТО.
Это еще одна причина углубления авторитарных тенденций внутри Турции, ведь в неспокойном ближневосточном регионе надеяться на стопроцентную гарантию помощи от союзников не стоит. Этот факт нынешняя турецкая власть четко осознала и решила применять более авторитарные методы правления для внутренней мобилизации страны.
Выводы для Украины
Ситуация с референдумом в Турции очень показательна и в случае с Украиной. Ведь мы имеем те же три фактора – войну, непрогнозируемую ситуацию в отношениях с ЕС, не говоря уже о том, что Украина не то что не является государством-участником НАТО, но даже в долгосрочной перспективе вряд ли им станет.
Зато имеем благоприятные условия для движения к диктатуре. Оппозиция хотя и представлена значительным количеством политических сил, все же не имеет достаточного влияния на управление государством. Слабые институты демократии, нереформированная судебная система, высокий уровень коррупции – все эти факторы до сих пор сопровождают нашу страну. Единственное значительное отличие от Турции – там авторитарные тенденции развиваются на фоне экономического роста и решительной борьбы с коррупцией, которая ведется с начала 2000-ых годов. Возможно, именно благодаря экономическому подъему режиму Эрдогана удалось почувствовать силу и удержаться у власти, невзирая на сопротивление его оппонентов.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»