Года работы вполне достаточно, чтобы оценить ключевые ошибки и достижения правительства Владимира Гройсмана.
Такое мнение в эксклюзивном материале «Реформы по кругу. Чего за год достигли в Кабмине Владимира Гройсмана?» специально для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.
«Необходимость в изменениях очевидна, а масштабы «перестройки» впечатляют, ведь проблемы в экономике и социальной сфере накапливались десятилетиями. Тем не менее, действия Кабмина Гройсмана были восприняты негативно. В основном из-за увеличения тарифов на все возможные услуги, попыток контролировать деятельность малого и среднего бизнеса, слабой коммуникации правительства с обществом», - рассуждает Радчук.
Но также эксперт отметил, что нынешнее правительство сумело достичь определенной макроэкономической стабильности, вдвое повысило размер минимальной заработной платы, хотя дискуссии на этот счет продолжаются до сих пор.
«Например, раздел «Благоприятные реформы для бизнеса» предусматривает реализацию всесторонней налоговой реформы, сокращения и реструктуризации ГФС, но, после отстранения Насирова, в ГФС до сих пор не могут назначить нового главу. Тормозится реформа системы управления государственными финансами, не продвигается пенсионная реформа. Так и не была внедрена адресная система социальной поддержки. Пока провален процесс приватизации. Так и не произошел прорыв в развитии понятной налоговой политики», - анализирует политолог провальные сектора плана дейсвий Кабмина.
По мнению эксперта, стратегические задачи, которые Гройсман обещал выполнить на посту премьер-министра, остаются со статусом «в процессе выполнения», а времени не так уж и много: так или иначе ближайшие запланированные в политической жизни изменения произойдут уже в 2019 году.
Но эксперт считает важным достижением то, что сотрудничество с МВФ удалось сохранить.
«Львиная часть запланированных правительством на 2017 год шагов дублирует пункты меморандума о сотрудничестве с МВФ. Собственно, все выписанное в меморандуме и будет планом действий Кабмина на 2017 год», - подчеркнул Радчук.
Однако, как считает Александр, здесь возникают проблемы. Во-первых, эффект от выполнения задач будет зависеть от профессионализма и желания самого правительства. Во-вторых, не все указанные в меморандуе шаги будут иметь однозначный эффект для украинской экономики.
«Например, проблемы возникнут при подготовке к земельной реформе и реализации плана по приватизации госпредприятий. МВФ рассчитывает на открытый рынок земли к концу мая 2017 года. Власть не готова к таким поворотам», - напомнил политолог призывы МВФ и позицию политиков.
Учитывая вышеизложенное, численность оппозиционных сил, которые будут не против перевыборов и смены правительства, увеличится, как считает Александр Радчук.
«Пока ни у одной из нынешних оппозиционных сил в парламенте до сих пор не достаточного количества голосов для реализации этой цели. Скорее всего, речь пойдет о «точечных решениях» относительно кадровых ротаций», - считает эксперт.
«Первыми отправят в отставку тех руководителей министерств, от работы которых будет зависеть дальнейший успех по реализации приоритетных направлений, определенных премьер-министром. То есть изменения точно произойдут в Минздраве, вероятно – в Минсоцполитики, в Минагрополитики, а также в Минэнергетики. Не исключено, что под раздачу попадут министр финансов и глава Мининфраструктуры», - резюмировал Александр Радчук.
Подробнее читайте в материале «Реформы по кругу. Чего за год достигли в Кабмине Владимира Гройсмана?».