Реформы по кругу: чего за год достигли в Кабмине Владимира Гройсмана?

Александр Радчукполитолог

Год – слишком малый промежуток времени, чтобы делать глобальные выводы о реализации масштабных реформ, которые задумало нынешнее руководство страны. Впрочем, этого времени достаточно, чтобы оценить ключевые ошибки и положительные стороны, которые удалось осуществить правительству Владимира Гройсмана.

К сожалению, политическая ситуация в Украине крайне нестабильна, поэтому каждое новое правительство хоть и пишет новую программу действий и планы по ее реализации – в основном, продолжает выполнение тех задач, с которыми не справились их предшественники. Необходимость в изменениях очевидна, а масштабы «перестройки» впечатляют, ведь проблемы в экономике и социальной сфере накапливались десятилетиями.

Правда, шаги Кабмина за последний год большинству украинцев не понравились. Основной негатив – увеличение тарифов на все возможные услуги, попытки контролировать деятельность малого и среднего бизнеса, слабая коммуникация правительства с гражданами по поводу целесообразности тех или иных действий. С другой стороны, нынешнее правительство сумело достичь определенного позитива в макроэкономической стабильности, вдвое повысило минимальные зарплаты (что также имеет неоднозначный эффект), прислушивается к советам экспертов и представителей общественности.

Действительно, сам Владимир Гройсман старается быть максимально открытым для СМИ, всячески демонстрируя транспарентность в деятельности правительства. Однако доверия у населения такие шаги пока не вызывают. По данным социологического опроса Киевского международного института социологии относительно уровня доверия украинцев к социальным институтам, которые были обнародованы в феврале этого года, только 1,4% украинцев полностью доверяют действиям правительства. «Скорее доверяют» и колеблются – соответственно 8,1 и 16% опрошенных респондентов. Тогда как «скорее не доверяют» - 29,1%, и полностью потеряли доверие едва ли не половина опрошенных - 43,7%.

Стратегия или импровизация?

В прошлом году правительство презентовало, а впоследствии и утвердило амбициозный план действий на 2016-й год. Документ содержал 379 задач, едва ли не впервые были расписаны ответственные исполнители, сроки выполнения и ожидаемые результаты. Впрочем, из 4 основных приоритетных разделов, каждый из которых предусматривал в целом очень позитивные изменения для украинцев, более-менее полно удалось выполнить разве что шаги по децентрализации: в стране действительно продолжается непростой, но необходимый процесс объединения территориальных общин.

Остальные пункты наоборот – вызывают беспокойство. Например, раздел «Благоприятные реформы для бизнеса» предусматривает реализацию всесторонней налоговой реформы, сокращения и реструктуризации ДФС и создание новых электронных сервисов. Однако правительство уже почти месяц не может принять решение о назначении нового руководителя ДФС вместо отстраненного от должности Романа Насирова, которого НАБУ подозревает в коррупции.

Также тормозится реформа системы управления государственными финансами, не продвигается пенсионная реформа, так и не была внедрена адресная система социальной поддержки. Пока провален процесс приватизации, так и не произошел прорыв в развитии понятной налоговой политики, которая бы способствовала развитию малого и среднего предпринимательства, а также помогала бы привлекать иностранные инвестиции. Украинцам запомнилось разве что официальное обращение Владимира Гройсмана к американскому инноватору и основателю компании Tesla Илону Маску с предложением реализовать проект по сохранению возобновляемой энергии в Украине.

Обещанного 3 года ждут...

Премьер-министр определил 5 главных реформ для реализации в 2017 году, которые, по его мнению, дадут толчок к мощному росту экономики уже в следующем году. «Это публичная продажа неэффективного государственного имущества, пенсионная реформа, реформа системы здравоохранения, которая может консолидировать расходы и инвестировать в жизни украинских граждан. Также это реформа образования, и создание качественного мощного фермерского класса за счет того, чтобы дать возможность владеть землей именно тем сельхозпроизводителям, которые являются небольшими фермерскими хозяйствами», - отметил Владимир Гройсман.

Больше половины из своих обещаний, которые зафиксировали «Слово и дело», нынешнему руководителю Кабмина удалось выполнить. Правда, наиболее стратегические задачи, которые Владимир Гройсман обещал выполнить на посту премьер-министра – остаются в статусе «в процессе выполнения». А это и изменение системы здравоохранения, и образовательная реформа, и сделать бездефицитным Пенсионный фонд – все эти обещания не удавалось выполнить всем его предшественникам за последние 25 лет. А времени у главы правительства, не так уж и много: так или иначе, ближайшие запланированные изменения в политической жизни произойдут уже в 2019-м году.

МВФ всему голова

Налаживание и продолжение сотрудничества с МВФ можно считать одним из положительных достижений правительства. Ведь любое движение в реформах в Украине происходит именно благодаря согласованию позиций с этой международной организацией.

Так, львиная часть первоочередных запланированных правительством шагов на 2017-й год дублируют пункты меморандума о сотрудничестве с МВФ, который был подписан чтобы получить кредитные средства. Поэтому и вопросы приватизации, пенсионной реформы, дерегуляции и «земельный вопрос» - являются основными в повестке дня Кабмина на следующий год. Фактически, это и есть программа действий правительства, придерживаться которой чиновников заставляет необходимость получения очередной порции кредитов.

А вот вопросами реализации определенных пунктов МВФ уже не занимается. Поэтому эффект от выполнения тех или иных задач вполне будет зависеть от профессионализма и желания самого правительства. К тому же, не все указанные в меморандуме о сотрудничестве с Фондом шаги будут иметь однозначный эффект для украинской экономики. Например, подготовка к земельной реформе и планы по приватизации госпредприятий. Так, в МВФ рассчитывают, что уже со следующего года украинским властям удастся открыть рынок земли и отказаться от моратория на ее продажу. «Утверждение Верховной Радой закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения ожидается до конца мая 2017 года, что позволит действующему моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения утратить силу с конца 2017 года», - говорится в тексте меморандума между Украиной и МВФ, который был обнародован на сайте Министерства финансов.

В правительстве предупредили, что речь идет о создании условий, которые будут предусматривать право только физическим лицам-украинцам продавать между собой землю, которая им принадлежит.

Планы на власть

Желающих отправить нынешнее правительство в отставку хватает. Однако ни у одной из ныне оппозиционных сил в парламенте до сих пор не достаточно голосов для реализации этой цели.

Именно поэтому, скорее всего, речь пойдет о «точечных решениях» относительно кадровых ротаций среди министров правительства. Первыми отправят в отставку тех руководителей министерств, от работы которых будет зависеть дальнейший успех по реализации приоритетных направлений, определенных премьер-министром. То есть, изменения точно произойдут в Минздраве, вероятно – в Минсоцполитики, в Министерстве аграрной политики и продовольствия, а также в Минэнергетики и угольной промышленности. Не исключено, что под раздачу попадут министр финансов и глава Мининфраструктуры.

Тем временем, в начале недели Владимир Гройсман, как и обещал ранее, представил среднесрочный план приоритетных действий правительства на 2017-2020 годы. Документ насчитывает 350 страниц, впрочем, сама презентация стратегии вызвала неоднозначную реакцию экспертного сообщества. Прежде всего, она носила скорее декларативный характер и не имела никакой конкретики, кроме разве что цифры ожидаемого роста ВВП на 4-5% ежегодно.

С другой стороны, подобный документ – едва ли не первая попытка публично задать горизонт планирования для развития Украины хотя бы на 3 года. Конечно, сроки слишком малые, чтобы стать привлекательными даже для самых смелых иностранных инвесторов, однако учитывая общую ситуацию, в которой оказалась страна, – это уже смелый шаг нынешнего главы Кабмина. Правда, есть и другая версия подобных инициатив. Их целью является попытка заложить фундамент для самостоятельного политического плавания, чтобы впоследствии, даже в случае отставки, суметь быстро отстроиться от имиджа бывшего близкого соратника действующего Президента Петра Порошенко.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО