Всегда правые: что нового предложат избирателям объединенные националисты?

Александр Радчукполитолог

В эти дни политические партии ВО «Свобода», «Национальный корпус» («Азов») и «Правый сектор» объявили об объединении усилий для совместного достижения целей. Для этого лидеры трех политических сил подписали политический документ «Национальный манифест», в котором определили дальнейший план действий в случае победы на выборах.

Это уже не первый шаг к объединению, на который сподобились три партии. Ранее националисты совместно проводили ряд политических акций, включая марши и различные пикеты. Впрочем, вызвать существенный резонанс правым политическим силам пока не удалось: все их перформансы являются своеобразным тизером для пропагандистских СМИ Кремля, которые освещают их как опасные тенденции радикализации украинского общества.

На самом же деле, ни одна из правых политических партий пока не имеет широкой поддержки среди населения и очередной шаг к политическому объединению – лишь попытка мобилизовать «своего» избирателя и напомнить о себе.

Сейчас или никогда?

Ни для одной из трех партий-участниц объединение после принятия соответствующего политического решения не будет иметь никаких юридических последствий. На самом деле, нынешнее законодательство не предусматривает такого шага, как «партийное объединение». Чтобы действительно выдвинуться единой политической силой для достижения власти, любым союзникам придется распрощаться с собственной партией, официально ликвидировав ее в органах юстиции. Объединиться же возможно только на платформе одной партии, написав заявления о вступлении в ее ряды.

Это означает, что избирателей опять обманывают, говоря о совместном походе за представительными мандатами. Ведь сформировать единый избирательный список в таких условиях без хитростей невозможно. Правда, партии-участницы объединения могут скоординировать совместные действия на мажоритарных округах, договорившись между собой о поддержке единого кандидата-выдвиженца.

Кроме «Свободы», достаточного опыта ведения предвыборной борьбы нет ни у «Правого сектора», ни у «Национального корпуса». Последняя партия была создана осенью прошлого года и является наиболее однородной по своей структуре, ведь при создании опиралась на участников бывшего добровольческого батальона, а ныне отдельного отряда специального назначения Национальной гвардии Украины «Азов».

Левые идеи правых

Как бы то ни было, но нормы обнародованного правыми документа «Национальный манифест» действительно привлекают внимание. Правда, своим поворотом в сторону левых идей.

Большинство пунктов манифеста переписаны из программных положений всех трех политических сил. Например, именно лидер «Национального корпуса» Андрей Билецкий, представляя программу партии осенью 2016-го, резко раскритиковал проевропейское направление внешней политики, отметив необходимость сформировать новый вектор украинской геополитики – образование Балто-Черноморского союза. Этот пункт манифеста поддержали и в «Свободе», и в «Правом секторе».

Еще два пункта манифеста – возвращение права на восстановление ядерного потенциала как фундаментальной основы национальной безопасности и законодательное закрепление права на вооруженную защиту и свободное владение оружием – также являются традиционным набором в программных принципах националистов.

А вот ликвидация олигархического строя, возвращение в государственную собственность недр, стратегических объектов и предприятий, ликвидация частных монополий, прекращение вывода капиталов в оффшоры, обеспечения трудовых прав украинцев и создание условий для действенного профсоюзного движения являются откровенно «левацкими» идеями. Интересно и то, что в последнем пункте манифеста националисты в одном предложении предлагают сочетать несочетаемые вещи – «принять социально справедливый Налоговый кодекс, который будет способствовать развитию мелкого и среднего предпринимательства». Однозначно нужно определиться – либо свободный рынок, либо социальная справедливость. Очевидно, на первом этапе восстановления украинской экономики наличие сразу двух этих явлений исключает друг друга.

Шансы на успех

То, чего не отнять у правых, – четкое отношение к России как к государству-агрессору и однозначное определение возможных рамок отношений с оккупантом: запретить пропаганду, ограничить все экономические, политические и культурные связи с врагом. Именно благодаря этим принципиальным позициям националисты и могут аккумулировать достаточный ресурс для поддержки среди украинцев и в итоге получить необходимое количество голосов на выборах в парламент.

Правда, объединиться таки не помешает. Прошлогодние декабрьские социологические опросы, проведенные фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова, группой «Рейтинг», КМИСом, зафиксировали более-менее стабильную поддержку лишь одной из трех партий-участниц объединения – ВО «Свобода». Потенциально поддержать команду, возглавляемую Олегом Тягнибоком, на парламентских выборах могут от 2,3 до 3,6% опрошенных респондентов.

Тогда как «Национальный корпус» и «Правый сектор» в большинстве социологических опросов набирают в пределах 1%. «Правый сектор» без Дмитрия Яроша в избирательном списке, но с четкой ассоциацией с ним, на прошлых внеочередных парламентских выборах 2014 года смог получить 1,8% голосов избирателей, а это более 284 тысяч человек.

Еще осенью эксперты прогнозировали наличие существенного электорального потенциала и у «Национального корпуса». При определенных благоприятных обстоятельствах и при отсутствии серьезной конкуренции на правом фланге политического спектра «Нацкорпус» мог рассчитывать на 4-6% поддержки избирателей, то есть имеет шансы преодолеть 5% избирательный барьер. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в Украине есть определенная электоральная граница для правых идей. Этот показатель колеблется от 7 до 10% от тех граждан, которые потенциально могут принять участие в следующих выборах.

Как правило, громкие заявления об объединении усилий на практике почти никогда не приводят к акумулятивному эффекту: рейтинги партий не суммируются. К тому же, сплотить свой электорат правые партии могут за счет громких акций протеста, всевозможных маршей и радикальных действий. Именно подобные действия чаще всего и отворачивают потенциальных избирателей от программных принципов правых, ведь в памяти запечатлелись кровавые события возле парламента 31 августа 2015 года, в которых принимали участие члены «Свободы». В тот день во время протестов возле Верховной Рады, где голосовали за внесение изменений в Конституцию, от взрыва боевой гранаты погибли четверо нацгвардейцев.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО