Метастазы мира: стоит ли искать двойное дно в уничтожении главарей сепаратистов?

Александр Радчукполитолог

Каждая новая смерть очередного одиозного главаря сепаратистов псевдореспублик «ДНР-ЛНР» вызывает нескрываемую радость в украинском обществе. Оно и понятно: бесславные ублюдки, которые издевались над украинскими пленными солдатами и упражнялись в показательном беззаконии в угаре вседозволенности, наконец получили по заслугам.

Однако пока мы зловеще шутим над гибелью предводителей-неудачников, не стоит забывать и о другой важной детали: на самом деле, речь идет о смерти пешек в большой геополитической игре. И речь даже не о солдатах регулярной армии враждебного государства. Вряд ли убийство «символов» сепаратистского движения «ДНР-ЛНР» можно считать случайностью. А вот что означают подобные сигналы – стоит разобраться.

К тому же, не следует вырывать такие события из общего контекста. Ведь они происходят на фоне явного обострения событий на фронте, активизации обстрелов и симптоматических заявлений как со стороны европейских лидеров, так и Кремля. Еще одна важная деталь – длительное молчание украинской власти во главе с главнокомандующим по поводу решения конфликта на Донбассе. Это касается и ситуации на фронте, и процесса мирного урегулирования в рамках Минских соглашений.

Хотя такую игру в «молчанку» потенциально можно объяснить подготовкой масштабной информационной стратегии по объяснению некоторых не слишком радужных аспектов возвращения временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей под контроль украинской власти. К слову, еще до обострения событий в Авдеевке министр внутренних дел Арсен Аваков довольно смело предположил, что оккупированная часть Донбасса вернется под контроль Украины в течение 2017 года. Можно ли считать подобные заявления влиятельного политика случайностью?

«Сепаромор»

Смерть главарю сепаратистов с позывным «Гиви» предсказывали еще в октябре прошлого года, когда в лифте взорвали его «коллегу» по оружию «Моторолу». Обоих головорезов жестоко убили в самом логове сепаратистских образований – непосредственно в Донецке. Обоих российская пропаганда сделала этакими символами героического «противостояния» псевдореспублик в борьбе с «кровавой украинской хунтой».

Но следует заметить, что и «Гиви», и «Моторола» – не только пешки в осуществлении захватнических планов Кремля, но и очередные звенья в процессе зачистки наиболее одиозных полевых командиров сепаратистских образований «ДНР-ЛНР».

Так, в течение 2016-го и в начале 2017 года на неподконтрольной части Донбасса и в самой России были уничтожены еще несколько «деятелей» квазигосударственных образований «ДНР-ЛНР». Попрощались с жизнью «полевые командиры», «атаманы», «ополченцы», «казаки», а по сути – руководители различных профессиональных ОПГ: Мозговой, Дремов, Беднов («Бэтмен»), Ищенко, Болотов, «оплотовец» Жилин, «начальник управления yародной милиции ЛНР» Анащенко и другие, менее известные благодаря российской пропаганде убийцы.

Конечно, «руководство» «ДНР-ЛНР» в уничтожении всех этих главарей сепаратистов обвиняет украинские спецслужбы и ДРГ. Даже убийство в Подмосковье Евгения Жилина российская пропаганда описывает как месть в исполнении смелых украинских разведчиков.

Не сомневаясь в настоящей доблести украинских профессиональных военных и спецслужащих, стоит отметить, что вряд ли такой «сепаромор» был бы возможен без участия самого Кремля и непосредственно ФСБ. В Москве даже готовы пойти на большее и уже намекают на возможность заменить нынешних «глав» «ДНР-ЛНР» Захарченко и Плотницкого.

Планы Кремля

В некоторых российских СМИ еще в начале 2016 года писали о том, что Кремль намеренно «зачищает» боевое крыло сепаратистского движения, чтобы исключить противоречия в руководстве псевдореспублик. Впрочем, впоследствии те же российские СМИ, пообщавшись с «руководством» «ДНР-ЛНР», сообщали о потере заинтересованности российской власти в поддержке созданных ею псевдогосударственных образований.

А в начале 2017 года уже украинские СМИ со ссылками на дипломатические источники рассказывали некоторые новые подробности мирных переговоров по решению конфликта на Донбассе, согласно которым Москва якобы выказала готовность обсуждать замену Захарченко и Плотницкого другими, более компромиссными и согласованными с партнерами по «нормандскому формату» фигурами.

Правда, подобные изменения будут предусматривать существенные уступки со стороны официального Киева, которые вряд ли будут положительно восприняты в украинском обществе. Фактически, речь идет о переходе оккупированных частей Донбасса на удержание из украинского Бюджета, при этом без сохранения контроля над границей и окончательного вывода российских войск. Дальнейший план, по замыслу Кремля, вроде бы предусматривает объявление амнистии не таким одиозным сепаратистам и проведение местных выборов.

Таким образом, убийства боевиков – это не просто шаг навстречу украинской стороне, это снятие еще одной преграды на пути к выполнению Киевом очередного пункта Минских соглашений. В то же время подобными шагами Москва запускает такие себе «мирные метастазы» на остальную территорию Украины. Ведь даже в случае установления контроля над пока что оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей Киеву придется считаться с мнением местного населения. А шансы на проведение подлинно демократических выборов почти нулевые.

Опасный компромисс

Пока украинская власть отмалчивается, говорят европейские лидеры или их «глашатаи». Так, на днях украинское медиапространство взбудоражило заявление посла Германии в Украине Эрнста Райхеля, который лишь предположил, что выборы на Донбассе можно провести и в присутствии российских войск. Мол, Украина не выполняет Минские соглашения, однако если обеим сторонам нужен прогресс в их выполнении, то подобные мирные переговоры предусматривают необходимость нахождения даже опасных по своей сути компромиссов.

Разъяснить предположения немецкого посла попросили в украинском МИДе. Кроме того, с ними не согласились некоторые депутаты из парламентских фракций БПП и «Народного фронта». Впрочем, более решительных заявлений и альтернативных планов, как в дальнейшем внедрять Минские соглашения, украинцы не услышали ни от Президента, ни от премьер-министра, ни от других политиков, которые влияют на судьбу мирных переговоров относительно решения конфликта на Донбассе.

Можно предположить, что после последних переговоров между президентами Владимиром Путиным и Дональдом Трампом руководство США убедили не вмешиваться в события вокруг «украинского вопроса». И именно это обусловило дополнительное давление на украинскую сторону со стороны европейских партнеров из «нормандского формата». Таким образом, если подобная гипотеза претворится в жизнь, Украине придется так или иначе идти на уступки, выбирая между «плохим миром» и «войной без конца».

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО