«Стена» печали: как оборонительный вал превратился в главный недострой на украинской границе

Александр Радчукполитолог

Во время последней пресс-конференции новоизбранный президент США Дональд Трапм подчеркнул необходимость достроить знаменитую стену на границе с Мексикой. Для этого, мол, есть все необходимые ресурсы, и США не собирается длительное время согласовывать свои действия с соседней страной для обустройства границы с ней. Более того, в новой администрации президента США подчеркивают, что Мексика сможет частично компенсировать расходы на строительство стены, и уже даже знают методы, как этого достичь.

Популистские заявления нового президента Штатов можно понять: борьба с нелегальными мигрантами, незаконным оборотом наркотиков и оружия были едва ли не основными пунктами его предвыборной программы. Да и деньги на строительство подобного масштабного проекта в Бюджете США можно найти. Впрочем, президент Мексики Энрике Пенья Ньето уже отреагировал на подобные заявления своего американского коллеги, отметив, что его страна не собирается нести любые расходы, связанные со строительством пограничной стены.

Подобная ситуация является очень интересной, учитывая украинские реалии. Прежде всего, речь идет о подобном масштабном проекте под названием «Стена» или «Европейский вал», который должен отгородить Украину от северного соседа мощными фортификационными сооружениями. Данное обещание украинская власть во главе с экс-премьером Арсением Яценюком обнародовала еще в сентябре 2014 года.

Действительно, по масштабам «Стена» может сравниться с «Великим американским валом» на границе между США и Мексикой. Ведь мы имеем 2295 километров общей сухопутно-морской границы с РФ. Протяженность границы США с Мексикой – около 2 тысяч миль или 3 тысяч километров. Впрочем, в отличие от заявлений украинских политиков, целью строительства стены с Мексикой сразу была определена борьба с контрабандой, наркотрафиком и нелегальными мигрантами, но не повышение обороноспособности страны.

Кризис недофинансирования

А вот с цифрами все гораздо сложнее. По подсчетам агентства Bloomberg, на строительство около 900 километров стены между США и Мексикой в 2006-2010 годах было потрачено более 3 миллиардов долларов. В целом же подсчитать полную стоимость объекта, строить который начали еще в середине 90-х, крайне трудно. К тому же, инженеры сразу предупреждали, что никакой функции военной защиты стена на границе с Мексикой не предусматривает: сооружение подобных фортификационных укреплений обошлось бы в десятки раз дороже.

Ближе к украинским реалиям является известный на весь мир «Израильский разделительный барьер». Сооружение простирается от Западного берега реки Иордан. Строительство стены продолжается с 2003 года. Общая длина пограничного барьера составляет 703 километра, ориентировочная стоимость уже составила 2 миллиарда долларов. Разделительный барьер на 90% состоит из забора (с 60-метровой полосой отчуждения) и на 10% – из стены (высотой до 8 метров). В отличие от американского вала, этот объект призван защитить территорию Израиля от прямых атак террористов. Еще одно ноу-хау израильтян – для защиты границ в строительстве используют самые современные технологии.

В ноябре 2014 года пограничники оценили стоимость обустройства 1 километра государственной границы в рамках проекта «Стена» в среднем в 3,7 миллиона гривен. В целом, для обустройства всей границы Украины с Россией и Беларусью, Молдовой и Приднестровьем правительство должно было предусмотреть расходы в размере 8 миллиардов 362 миллионов гривен. Ожидалось, что в 2014 году будет выделено 96 миллионов гривен, в 2015 году – 2 миллиарда 668 миллионов гривен, а в 2016 году – 5,5 миллиардов гривен.

Львиная доля средств в 2014 году поступила не из Госбюджета, а по линии международно-технической помощи. Пограничники не успели использовать всю сумму: получив вместо запланированных 96 миллионов гривен целых 235 миллионов, к концу 2014-го они сумели использовать только 163 миллиона гривен. В 2015 году ситуация с финансированием была ненамного лучше, ведь в Бюджете было предусмотрено всего 300 миллионов гривен от ранее заявленных 2,6 миллиарда гривен, а работы по проекту проводились только в пределах Черниговской и Харьковской областей.

По данным Государственной пограничной службы, в 2016 году объем работ по проекту «Стена» на границе Украины с Россией был выполнен на 10,5% от запланированного. В целом финансирование всего проекта планировалось на уровне чуть более 4 миллиардов гривен, то есть сейчас общий объем выполненных работ составляет чуть больше 400 миллионов гривен. На обустройство границы в 2016 году было выделено еще 200 миллионов гривен. Такая же цифра расходов заложена в Бюджете на 2017 год в разделе «мероприятия по инженерно-техническому обустройству границы».

Громкий PR-провал власти

Из-за невыполнения плана с финансированием проекта «Стена» сроки его реализации были перенесены с 2018-го на 2020 год. И даже это, по расчетам экспертов, слишком оптимистичный сценарий, учитывая экономические реалии и возможности финансирования подобных проектов.

Зато, начиная с 2014 года, украинские политики не сдерживались в обещаниях по поводу построения объекта на границе с РФ. Так, невыполненным является обещание бывшего премьера Арсения Яценюка относительно завершения первого этапа работ по созданию «Стены» на границе с РФ 30 сентября 2014 года. Также лидер «Народного фронта» не выполнил обещание привлечь 40 тысяч переселенцев с Донбасса для строительства «Европейского вала». Народные депутаты от НФ Дмитрий Тымчук и Андрей Тетерук пообещали, что будут всячески способствовать и лоббировать в парламенте вопросы финансирования и строительство проекта «Стена». Впрочем, проект, несмотря на свою актуальность, так и не получил поддержки среди коллег – поправка в Госбюджет на 2017 год относительно увеличения финансирования «Стены» была отклонена.

В конце 2016 года нардеп от «Народного фронта» Антон Геращенко вообще заявил, что «задачей «Стены» вовсе не является сдерживание прямой российской агрессии со стороны границ».

В прошлом году проект «Стена» в пределах выделенного финансирования реализовывался только в двух областях – Харьковской и Черниговской. В этом году планируется начать работы в Сумской и Луганской областях.

По свидетельству очевидцев, сама реализация проекта является неудовлетворительной. Так, согласно замыслу, проект предусматривал создание 2 оборонительных рубежей, около 1500 километров траншей и ходов сообщения, более 8 тысяч окопов для техники, более 4000 блиндажей, и создание 60-километрового невзрывчатого заграждения. Объект предусматривает наличие рвов против тяжелой бронетехники, контрольно-следовую полосу, так называемый «умный» забор (с датчиками движения, камерами наблюдения), наблюдательные вышки и прочую инфраструктуру. Впрочем, пока что полностью воплотить задуманное удалось лишь на нескольких километрах Черниговской и Харьковской областей.

Отрезвляющие реалии

А вот масштаб коррупционных дел, вызванных злоупотреблениями во время реализации проекта «Стена», может стать еще одной потенциальной сенсацией. Так, в середине августа 2016 года в САП сообщили о возбуждении уголовного производства в отношении злоупотреблений с государственными средствами. По версии САП, вопреки законодательству, частным компаниям, которые взялись строить «Стену», авансом заплатили 1,8 миллиарда гривен из Бюджета. Тогда как выполнение работ через два года подтвердить так и не удалось. Если чью-то вину докажут, должностным лицам, которые заключили незаконный договор, грозит лишение свободы сроком от 5 до 8 лет. Можно предположить, что авансом подобные средства не могли быть выделены без ведома высших должностных лиц, которые в то время возглавляли Кабмин.

Конечно, Украине нужно и обустраивать границу, и создавать сеть оборонительных сооружений на границах с северным соседом. Данный процесс, учитывая различные политические и экономические предпосылки, сознательно или несознательно тормозился украинскими политиками еще с 1991 года. Только после аннексии Крыма и агрессии РФ на Донбассе, руководство страной утвердило новую редакцию военной доктрины Украины, которая основывается на защите от агрессии России, возвращении контроля над Крымом и всем Донбассом, а также подготовке ко вступлению в НАТО.

Еще одна причина популистских заявлений украинских политиков относительно амбициозных планов по строительству «Стены» – желание стать «нужными» для ЕС. Именно поэтому объект был назван «Европейским валом», то есть он должен был стать не просто защитой для Украины от враждебных намерений России, но и для всей Европы. Конечно, предполагалось, что ЕС также будет заинтересован в софинансировании данного объекта. Частично западные доноры выделили деньги в 2014 году, однако в дальнейшем не спешили оказывать помощь, на которую так надеялись в украинском правительстве. Причиной могут быть отечественные коррупционные реалии и неэффективное распределение выделенных средств. Собственными же силами, к сожалению, Украина вряд ли сможет профинансировать объект в полном объеме.

Поэтому в нынешних условиях нехватки средств, ограниченности ресурсов и фактического состояния войны с Россией придется менять тактику. Возможно, финансирование объекта «Стена» следовало бы сейчас пересмотреть и большую его часть направить на развитие современных технологий относительно осуществления эффективного наблюдения и выявления вражеских планов врага. С последующим быстрым реагированием по нейтрализации подобных действий. К тому же, военные эксперты с самого начала громких заявлений правительства относительно строительства «Стены» предупреждали о бессмысленности вложения денег в данный объект для предупреждения активного вооруженного конфликта. Ведь в случае мощного наступления различных видов войск даже полностью законченный и оборудованный объект «Стена» смог бы стать лишь временной преградой на пути хорошо укомплектованной армии противника.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО