Два Майдана – один результат

Максим Кречетовжурналист, блогер

Использовать народ для заполучения власти и цинично использовать её исключительно в своих интересах: вот горький опыт двух (!) революций – опереточной мирной (Оранжевой) и кровавой Революции Достоинства. Годовщину обеих мы отметили накануне. Но гораздо более интересным совпадением является то, что выгодополучателем от обоих Майданов становился один и тот же человек – Пётр Алексеевич Порошенко, а проигрывал один и тот же Виктор Янукович. В результате противостояния этих двоих соучредителей и в своё время – сопредседателей «Партии регионов Украины» раздираемая войной страна погрузилась в глубочайший кризис, а одна и та же «элита» лишь менялась периодически ролями «власть-оппозиция» (как тут не вспомнить о борьбе нанайских мальчиков), но при этом активно и безудержно богатела. А украинцы в большинстве своём всё ещё верят в реальную политическую борьбу, в искренность пламенных речей политиков и даже в их обещания.

О причинах и последствиях Майданов можно рассуждать много, но, учитывая специализацию аналитического портала «Слово и Дело», рассмотрим их исключительно через призму обещаний политиков и чиновников. И обещания эти разделим на категории согласно тем трём основам, на которых зиждился последний (?) Майдан: 1) европейский вектор развития Украины; 2) очищение и обновление власти; 3) наказание за преступления. Вне конкурса – до сих пор невыполненное обещание от 29 марта 2014 года уже дважды (!) киевского городского головы Виталия Кличко установить на Майдане мемориал жертвам в случае избрания его градоначальником…

Визы в евромечту

Европейские «партнёры» превратили в унизительное действо подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, которое в своё время не подписал Виктор Янукович и с чего, собственно, начался Евромайдан. И это после всего того, через что прошёл украинский народ ради этой цели. Но поскольку тема статьи – действия (и бездействие) наших политиков, то на них и сосредоточимся. Тем более, очевидно, что скепсис у европейцев вызывают именно они, родимые, а не украинская нация. Итак, за неимением других, именно евроинтеграцию наши «новые» политики сделали украинской национальной идеей. Правда, так называемые «еврооптимисты», считающие себя вдохновителями Майдана, уж как только ни призывали европейские институции отказать Украине, в частности, в предоставлении безвизового режима. Патриоты! Видимо, боятся, что если с Европой у нас дела наладятся, то и надобность в них пропадёт. А в них и так нет надобности, иначе почему же Сергей Лещенко, Светлана Залищук и Мустафа Найем не попали в новый состав руководства «Демальянса»? Ну, это их дела, а нам, как говорится, «своє робить».

Уж кто настоящий еврооптимист, так это Александр Турчинов! 18 августа 2014 года, в разгар войны на Донбассе, тогдашний спикер парламента заявил, что через 5 лет (то есть теперь уже меньше чем через три года) Украина будет готова вступить в ЕС! Гораздо осторожнее (но только в этом) был тогдашний кандидат в президенты Пётр Порошенко: сразу после оккупации Крыма, 31 марта 2014 года он заявил, что Украина станет членом Евросоюза к 2025 году (как раз по окончании двух президентских сроков и спросить с него как с действующего Президента за срыв этого обещания будет нельзя). Зато за 10 дней до этого обещания тогдашний премьер Яценюк подписал в Брюсселе Соглашение об ассоциации с ЕС (политическую его часть), что повергло многих украинцев в состояние очень лёгкой эйфории. Ведь вслед за Крымом уже начал «бузить» Донбасс и евродела сильно отодвинулись на задний план, тем более после всех ужасов только-только завершившегося Майдана.

Зато вполне практичная вещь – безвизовый режим с ЕС – превратилась в посмешище в связи количеством обещавших нам его чиновников, а главное – из-за количества переносов этого «долгожданного» события. Нас зачем-то кормят этим обещанием уже не первой свежести, а воз и ныне там. Первым это обещание, что называется, «золотыми церковно-славянскими буквами» записал в своей предвыборной программе 30 марта 2014 года тогда ещё кандидат в президенты Пётр Порошенко. Он впервые пообещал украинцам отмену виз в Европу в первый же год своего президентства (потом таких обещаний было несколько с таким же результатом). Тогда ещё, наряду с ассоциацией, «безвиз» был значимой ценностью для лишь недавно разошедшегося Евромайдана. А сегодня отмена виз может быть едва ли не единственным достижением в активе Президента, который уже задумывается о следующем сроке. Обещания (оставшиеся невыполненными) на тему безвизового режима обильно раздавали и тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк, и тогдашний глава ВР Владимир Гройсман и почему-то даже бессменный министр внутренних дел Арсен Аваков. В итоге ездить без виз в Европу мы не начнём и в этом месяце (а это был очередной обещанный президентом срок), а об «успехах» нашего сотрудничества может свидетельствовать хотя бы тот факт, что за три года объём нашего экспорта в Европу сократился на четверть…

Игра в имитацию

С обновлением власти совсем всё грустно. Политологи в день годовщины Майданов писали, что революции, собственно, как таковой и не произошло ни в 2004, ни в 2013 годах, поскольку мы не увидели долгожданной смены элит. Да что там элиты: даже обещание замглавы АП Дмитрия Шимкива об обновлении штата президентской канцелярии (клерков!) – и то не было выполнено! Единственным относительным позитивом можно было бы назвать вступление в силу судебной реформы – как минимум у судей теперь нет абсолютного иммунитета. А почему этот позитив относительный, можно узнать из недавней публикации на эту тему. Теперь о негативе. Закон о люстрации власть использовала как хотела: избавилась от неугодных, а по отношению к удобным, хоть и замаранным чиновникам закон либо не сработал вообще, либо уволенных потом восстанавливал суд. Лишь несколько скандальных решений: восстановлены на должностях начальница управления Государственной фискальной службы Киева Людмила Демченко, начальник Государственной автоинспекции Анатолий Сиренко, заместитель главы НБУ Борис Приходько, первый заместитель прокурора Киева Олег Валендюк, заместитель прокурора Харьковской области Владимир Суходубов, заместитель министра молодежи и спорта Евгений Головин, заместитель мэра Днепра Анатолий Крупский, и. о. начальника Добропольского ГОВД Запорожской области Ярослав Ищенко и его заместитель, а также очень многие другие. Кстати, о судебной системе: Президент дал аж два очень важных обещания – о назначении начиная ещё с этого года на конкурсной основе судей Конституционного суда, а также о том, что новый Верховный суд вообще должен быть сформирован в конце этого года. До конца года всего месяц, а кто-то что-то слышал о конкурсах и о назначениях в обоих судах? В прессу такая информация пока не просачивалась. Назначения обычных судей также должны происходить в ходе конкурсов, которые министр юстиции Павел Петренко и вовсе обещал транслировать.

В бытность лидером президентской фракции Юрий Луценко дал обещание, что ещё в 2015 году народные депутаты утратят неприкосновенность. Пока же регламентный комитет ВР показывает чудеса «политической гибкости», принимая неправовые решения об истребовании материалов следствия и не выносит в сессионный зал представление о снятии неприкосновенности с бывшего россиянина (?), олигарха и нардепа Украины Вадима Новинского. Но тут Юрий Витальевич может развести руками и сказать, что его подвели коллеги, а вот что мешает ему выполнить теперь в руководимой им Генпрокуратуре обещание о том, что около 400 работников прокуратуры, которые все еще не люстрированы, пройдут эту процедуру? Даже глава МВД не выполнил своего гораздо более простого обещания о полном обновлении личного состава райотдела полиции в Кривом Озере, сотрудники которого убили скованного наручниками и лежащего на земле человека.

С созданием антикоррупционных органов было примерно так же, как и с безвизовым режимом. С той только разницей, что их всё-таки создали после многочисленных переносов сроков. Но здесь другая проблема: при громком пиаре реального «выхлопа» от их деятельности нет и доверие граждан, требовавших на Майдане реальной борьбы с коррупцией наравне с евроинтеграцией, в значительной степени утрачено. Экзаменом для Национального антикоррупционного бюро и Нацагенства по противодействию коррупции называли обнародование шокирующих деклараций чиновников и политиков, проверку многих из которых этим органам следует провести. Но свой гораздо более простой экзамен они провалили несколько ранее, «заблудившись» в двухсотметровой столичной квартире нардепа Сергея Лещенко. После того, как не была дана принципиальная оценка, скажем так, странным (и противоречивым) рассказам о происхождении у вчерашнего журналиста и записного «борца с коррупцией» баснословных денег – каких результатов от них вообще можно ждать? Итак, невыполненных обещаний в сфере создания антикоррупционных органов целый букет, поэтому остановимся лишь на одном, весьма примечательном: 19 апреля 2015 года директор НАБУ Артём Сытник заявил, что конкурсы на замещение вакантных должностей в НАБУ будут транслировать в режиме онлайн, и каждый желающий сможет проследить, как проходил отбор от начала и до объявления результатов. Итог: в подписанном им же Порядке проведения открытых конкурсов ни онлайн-трансляции заседаний Конкурсной комиссии, ни даже их видеофиксация не предусмотрены. Зачем нужна была эта ложь?! Неужели только ради сиюминутного кратковременного пиара? Но ведь после невыполнения таких элементарных обещаний в чём им вообще можно верить?!

Пенсия для Азарова

По поводу преступлений против Майдана имеем глобальное обещание со статусом «в процессе» генпрокурора Юрия Луценко о том, что все, кто убивал людей на Майдане, будут осуждены «очно или заочно». Такие же обещания всех трёх его предшественников остались невыполненными. Верить ли Луценко? Судить вам, а мы лишь вспомним об одном невыполненном обещании на эту тему ещё народного депутата Юрия Луценко: 15 июля 2015 года он заверял, что 16 июля будет создана временная следственная комиссия относительно расследования преступных действий против участников Майдана. Грусть вызывает и довольно простое обещание (но на чувствительную тему!) тогда ещё народного депутата Петра Порошенко, так и оставшееся невыполненным: 6 декабря 2013 года Петр Порошенко заявил, что виновные в избиении задержанного на Банковой Владислава Загоровко будут привлечены к ответственности.

Пожалуй, единственное выполненное важное обещание на эту тему дал, как ни странно, 1 апреля (!) 2015 года всеми нелюбимый предыдущий генеральный прокурор Украины Виктор Шокин: ГПУ таки создала единый реестр преступлений против участников массовых акций протеста в ноябре 2013-феврале 2014 годов. 8 дней остаётся у генпрокурора Юрия Луценко, чтобы не остаться балаболом и выполнить обещание – подать в парламент представление о привлечении к ответственности нардепов по подозрению в государственной измене. Успеет? А ещё он обещал уже в этом году засудить всех государственных изменников – и тоже очно или заочно. Ну тут не только 8 дней, а ещё и целый месяц впереди, можно сильно не переживать!

По теме наказания представителей «злочинної влади» также есть яркие обещания яркого генпрокурора Луценко, например: 14 июня 2016 года он заявил, что намерен передать дело Януковича в суд до конца 2016 года (там целый будет обвинений: в коррупции, узурпации власти, подписании предательских соглашений, разворовывании страны, тирании, призывах к введению иностранных войск). Контроль выполнения через 28 дней. Тут тоже будет уместно напомнить, что ещё в статусе нардепа, 21 ноября 2015 года, Юрий Луценко заверил, что дело против экс-президента Виктора Януковича по обвинению в создании преступной организации будет передано в суд в декабре того же (прошлого!) года. Откуда он берёт эти сроки и зачем даёт невыполняемые обещания в годовщины Майданов? Ради красного словца, надеясь, что никто потом о них не вспомнит? А «Слово и Дело» тогда зачем?

Давал обещание на эту же тему, но гораздо осторожнее, и Президент: 20 февраля 2016 года (в годовщину «чёрных дней» Майдана, когда начались массовые расстрелы) он заявил, что Януковича, Захарченко и Якименко будут судить заочно. Воз, собственно, и ныне там же, где был 3 года назад. А мы ведь помним и о том, что 26 февраля 2014 года заявил и. о. министра внутренних дел Арсен Аваков: экс-президент Украины Виктор Янукович будет обязательно задержан. Ну допустим с этими обещаниями очень всё непросто, но Украина до сих пор начисляет и платит пенсии беглым преступникам (тогда как украинским гражданам, оказавшимся в оккупации, государство пенсий не начисляет)! Хотя 9 марта 2016 года министр социальной политики Украины Павел Розенко заявил, что Пенсионный фонд не будет выплачивать и начислять пенсии Януковичу, Азарову и Пшонке. Что должно произойти в стране, чтобы наши властители ответственно относились к обещаниям? Если даже придя к власти на волне Майдана никто не собирается превращать данное этому Майдану слово в дело…

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО