Начало третьего десятилетия независимости в политической жизни Украины ознаменовалось возвращением сильной президентской вертикали. О событиях, предшествовавших этому периоду, говорилось в предыдущем материале из цикла «25 выдающихся событий независимой Украины». Новый президент и его команда, которых украинцы избрали в 2010 году, инициировали очередные изменения в Конституцию, предусматривающие усиление полномочий главы государства. Фактически же, речь шла о начале периода усиления авторитарных тенденций в отечественной политической жизни: преследовании лидеров оппозиции, доминировании одной партии в парламенте и на местах, возвращении «темников» и цензуре государственных СМИ.
Кроме того, появились дополнительные предпосылки сближения с Россией: Виктор Янукович всячески заигрывал с кремлевской элитой. Вступление в НАТО откладывалось, языковой вопрос был решен в максимально удобном для русскоязычных граждан Украины и Москвы формате, Черноморский флот РФ официально получил право находиться в Крыму как минимум до 2042 года с возможной пролонгацией договора. Все эти «реверансы» в сторону Кремля власти пытались скрыть за заявлениями об евроинтеграции и непременном развитии Украины именно в структуры ЕС. Украина совместно с Польшей впервые принимала одно из самых масштабных футбольных событий континента – Евро-2012. На фоне общей эйфории по поводу возможного безвизового режима и новых отношений со странами Европы украинцы были готовы даже простить клептократические замашки правящей элите. Но очередная попытка «нагреть» общество в 2013 году, отказавшись подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС, возмутила украинцев. У граждан просто лопнуло терпение, а в Украине появилась прослойка людей, которые хотели бы жить в другой стране и не планировали мириться с засильем коррупции, произволом властей и авторитаризмом.
События Евромайдана и Революции Достоинства в 2013-2014 годах ознаменовали собой качественно новый этап борьбы Украины за независимость – с оружием в руках и необходимостью немедленно реформировать все сферы жизни. Поэтому попробуем еще раз вспомнить хронологию событий, которые все мы переживали еще совсем недавно и которые уже стали решающими в становлении нашего государства.
2010 год – победа Януковича на президентских выборах
Победа кандидата от «Партии регионов» Виктора Януковича с преимуществом в 3,48% над кандидатом от «Батькивщины» Юлией Тимошенко во втором туре выборов гарантировала ему президентское кресло. Несмотря на то, что команда Тимошенко не признавала результатов выборов и заявляла о масштабных фальсификациях, ЦИК все-таки объявила официальные результаты и признала победителем Януковича.
После президентских выборов, уже осенью 2010 года, состоялись местные выборы, где «Партия регионов» окончательно закрепила свои позиции. В Верховной Раде пропрезидентской команде удалось создать новую коалицию и правительство. И даже первую масштабную акцию протеста – выступление предпринимателей на «налоговом майдане» в конце 2010 года – новому руководству государства удалось урегулировать без существенных электоральных потерь. Перед Виктором Януковичем открылись новые горизонты для расширения собственных полномочий. Ничто не предвещало препятствий на пути к установлению авторитаризма и сплошной клептократии правящей верхушки.
2010 – подписание Харьковских соглашений
Поворотный пункт в процессе сближения с Кремлем. Придя ко власти, Янукович решил продемонстрировать лояльность правящим элитам в России и решить важный для Москвы вопрос размещения Черноморского флота в Крыму. Договор, подписанный между Украиной и РФ в 1997 году, предусматривал размещение российского флота в Крыму до 2017 года с возможностью пролонгации. Янукович и тогдашний президент России Дмитрий Медведев увеличили этот срок до 2042 года с автоматическим продлением на 5 лет, если ни одна из сторон не выскажет возражений.
В обмен на продление срока размещения флота в Крыму и символическую арендную плату Украина получала от России существенную скидку на газ. Со слов президента и его соратников, подобное решение нужно было рассматривать как очень выгодный международный контракт, который должен был сохранить дружеские отношения с Россией и обеспечить Украине дополнительные стимулы к экономическому росту в первые годы рецессии после кризисного периода. Однако уже тогда подписание договора с Кремлем было воспринято обществом неоднозначно. Почти все областные советы западных областей Украины осудили Харьковские соглашения, признав их предательством национальных интересов и противоречащими положениям Конституции, а также потребовали от Верховной Рады начать процедуру импичмента президента.
2012 год – «языковой закон»
Закон «Об основах государственной языковой политики» был принят парламентом с подачи «регионалов» Вадима Колесниченко и Сергея Кивалова. Игнорируя позицию активистов и акции протеста по поводу принятия данного закона, уже в августе 2012 года президент его все-таки подписал, после чего документ вступил в силу. Закон хоть и признавал украинский язык государственным, однако предоставлял возможность жителям тех регионов, где количество носителей другого языка составляет более 10%, беспрепятственно пользоваться и развивать этот язык. Фактически, речь шла об узаконивании использования русского языка в тех регионах, где им пользовались большинство граждан. А это автоматически приводило к уничтожению стимулов к развитию и использованию украинского языка.
2012 год – преследования оппозиции
Именно 2012 год стал переломным в становлении режима Виктора Януковича. Все основные политические конкуренты уже сидели за решеткой. Евро-2012 удалось провести, хоть и не без скандалов, но достойно. «Партия регионов» на парламентских выборах одержала уверенную победу и создала крупнейшую фракцию. Януковичу удалось обуздать даже строптивых олигархов, а к тому же, начать развивать собственный клан – так называемую «семью», главным архитектором которой стал его старший сын Александр.
Дела шли неплохо: Россия предоставляла дешевый газ, все протестные настроения удавалось держать под контролем, экономика демонстрировала медленный рост. В ЕС и США с определенными предосторожностями, но все-таки считали Януковича своим партнером: украинская власть все время публично клялась в соблюдении беспрекословного курса на сближение с ЕС.
2013 год – начало Революции Достоинства
Уклон к авторитаризму со всеми производными – политическим беспределом, беззаконием и коррупцией – все-таки дал о себе знать. Украинцы начали постепенно уставать от бездействия властей и засилья коррупции, общество было крайне взволновано показательными судебными процессами над оппозиционерами и отсутствием диалога с властью. Весь 2013 год чувствовалось напряжение, росли протестные настроения. Сдерживающим фактором было запланированное на конец года подписание Украиной долгожданного Соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе. Власть все время уверяла и западных партнеров, и украинцев: мол, потерпите еще немножко, «покращення уже сегодня» не за горами. И вдруг в последний момент Янукович принимает решение не подписывать Соглашение и «подумать» над возможными его последствиями для украинской экономики. Вроде как появились данные о том, что украинская экономика просто не выдержит конкуренции на европейских рынках, а продукция из ЕС просто «задушит» украинского товаропроизводителя на внутреннем рынке. Правительство Азарова все чаще намекало на возможность вступления в Таможенный союз. Мол, экономическая модель взаимоотношений между бывшими советскими республиками более понятна и выгодна для нашего развития.
Однако такой «разворот на 180 градусов» оказался роковым решением для режима Януковича. Терпение украинцев лопнуло: активная часть общества не хотела жить в обновленном Советском Союзе, пропитанном засильем коррупции и авторитаризма. Так начались события Евромайдана, которые после избиения спецподраздилением «Беркут» мирной акции студентов 30 ноября 2013 года переросли в настоящую масштабную акцию протеста против действий властей.
2014 год – аннексия Крыма Россией
Побег президента Януковича в Ростов-на-Дону, а затем и большинства его соратников в Россию и другие страны обусловил короткий период безвластия в Украине. Пустая казна, отсутствие понимания, как дальше управлять государством, растерянность среди чиновников и руководства ВСУ, делегитимизация всех институтов власти – это лишь часть факторов, обусловивших крайне сложную ситуацию в Украине. Этим и воспользовались в Кремле, организовав уже давно продуманную операцию по аннексии Крыма.
Сначала в Симферополе «зелеными человечками» были захвачены админздания местных органов власти. Большинство депутатов парламента АР Крым приняли решение провести нелегитимный референдум о статусе полуострова. Украинские военные части были заблокированы российскими солдатами с баз Черноморского флота без опознавательных знаков, экипажам украинских кораблей было предложено сдаться без боя. В конце концов, помешать планам оккупантов новая украинская власть не смогла и результаты референдума стали основанием для подписания «Договора о принятии Крыма в состав России», который вскоре был ратифицирован Госдумой РФ. Все эти события произошли менее чем за месяц.
Присоединение Крыма к России было осуждено и не признано мировым сообществом. Впрочем, в дальнейшем аппетиты Кремля только росли: так началась реализация агрессивных намерений по захвату юго-восточных регионов Украины. Впрочем, после частичной оккупации Донецкой и Луганской областей и провозглашения так называемых «ДНР» и «ЛНР», планы врага удалось остановить усилиями украинской армии, добровольцев, волонтеров и всех неравнодушных украинцев. Началась война за восстановление территориальной целостности Украины.
2014 год – подписание ассоциации с ЕС
Подписание Соглашения об ассоциации было одним из требований протестующих в самом начале революционных событий в 2013 году. На экстренном саммите ЕС в марте 2014 года большинство европейских политиков отмечали, что Соглашение нельзя подписывать, пока в Украине не будет избрана новая власть. Евросоюз пошел на беспрецедентный шаг, приняв решение подписать политическую часть соглашения фактически по требованию народа Украины. А уже в июне этого же года новоиспеченный Президент Петр Порошенко подписал его экономическую часть.
2015 год – начало «гибридной» войны за независимость Украины
Украину ожидают очень тяжелые времена. 25-ю годовщину независимости своего государства украинцы вынуждены отстаивать с оружием в руках в пока что официально не объявленной войне с Россией. Параллельно власти ищут выход, надеясь найти формулу мира в различных переговорных форматах. Успехов в этом процессе, к сожалению, немного.
Среди позитивов последних 2 лет – решительный процесс декоммунизации, который хоть и не проходит без недостатков, однако, безусловно, ознаменует собой эру становления новых ценностей действительно свободной Украины. Украинцы не без успехов начали реформирование почти всех сфер жизни страны. Правда, процесс этот длительный и болезненный, а реформы не всегда нравятся всем. К тому же, как стратегов, так и исполнителей очень не хватает, поэтому не все заявленные намерения удается успешно воплотить.
Еще один вызов, который станет мейнстримом последующих лет, – процесс системной борьбы с коррупцией на всех уровнях. Речь идет не только о чиновниках, судьях, правоохранителях, народных депутатах и политиках. Украинцам придется серьезно изменить свое сознание, установить понятные «правила игры» и научиться жить по закону. Хочется верить, что перелом в данном процессе уже произошел после событий 2013-2014 годов, однако нас ждут еще долгие годы оздоровления и общественной реабилитации.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»