Изменения в Конституцию, «языковые» и «диктаторские» законы и юридически подтвержденное бегство «легитимного президента» Виктора Януковича – все это сложилось в единый пазл и привело к тому положению вещей в Украине, которое мы имеем сегодня. В предыдущем материале цикла «25 решающих законов независимой Украины» мы говорили в основном о внешних факторах, повлиявших на потерю нашей страной контроля над частью своей территории. Теперь обратимся к процессам внутренним. Как мы с вами увидим в этом материале, привычка перекладывать ответственность на предшественников присуща новой власти не меньше, чем прежней. Так же, как и методы борьбы с оппонентами.
Конституционная реформа
Достижения Оранжевой революции, кроме общественных, имели также и правовые воплощения. Самое яркое из них – это конституционная реформа 2004 года, которая состоялась после принятия закона о внесении изменений в Конституцию. Это было знаковое событие: Украина как государство уже повзрослела и ей стало тесно в авторитарных объятиях постсоветского президента. После Оранжевой революции страна почувствовала свежий ветер демократии. В такой ситуации изменение баланса власти с целью ослабления роли президента и усиления – парламента выглядело логично и закономерно. Именно эта идея и легла в основу проекта внесения изменений в Основной закон. Украина де-юре становилась парламентско-президентской республикой.
Законопроект предусматривал формирование правительства коалицией депутатских фракций и продление срока полномочий Верховной Рады до 5 лет. Он был проголосован 402 голосами.
Однако такая политическая модель функционировала недолго. После прихода к власти Виктора Януковича и «Партии регионов» 30 сентября 2010 года Конституционный суд признал закон «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года не соответствующим Конституции в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия. Этот закон потерял силу со дня принятия решения КСУ. Таким образом Конституционный суд возобновил действие Конституции 1996 года и обратился к органам государственной власти с требованием безотлагательно привести законодательство в соответствие с Основным законом в редакции от 28 июня 1996 года.
Дискуссии по поводу этого исторического решения продолжаются и сегодня. Многие считают, что таким образом был осуществлен конституционный переворот и Янукович с помощью судей КСУ сделал то, чего не имел возможности сделать через Верховную Раду. Новоизбранный президент фактически получил желанную полноту власти (что в итоге и затмило ему разум).
Пенсионная реформа Тигипко
Слово «реформа» всегда ассоциируется с коренными изменениями к лучшему. Пенсионную реформу, которая была реализована по идее вице-премьера по социальным вопросам Сергея Тигипко, можно считать изменениями – но точно не в лучшую сторону. Если коротко, то суть «реформы» заключалась в постепенном увеличении пенсионного возраста для женщин на 5 лет.
Закон был проголосован ночью 8 июля 2011 года, «за» - 248 народных депутатов. Известным он стал благодаря рекордному количеству заявлений, упоминаний и повторений тогдашней оппозиции из «БЮТ» на «НУНС» о его античеловечном характере и «главной цели жизни в виде отмены этого закона». Нет ни одного оппозиционного политика который бы не критиковал его и не обещал его отменить. Но после того, как оппозиция стала властью, эти обещания вмиг были забыты. Оно и понятно, ведь политик в оппозиции и политик во власти - это два разных политика.
Закон «Об основах государственной языковой политики»
Не так много законов в Украине получили названия в честь своих авторов, но такая честь выпала двум «выдающимся» юристам, а именно Вадиму Колесниченко и Сергею Кивалову. Парадоксально то, что несмотря на длинный список разработчиков (особенно таких, как господин Кивалов, у которого под рукой целая юридическая академия), сам законопроект был написан настолько безграмотно (с орфографическими и смысловыми ошибками, с нарушением правил законодательной техники) и некорректно с юридической стороны, что даже всегда лояльное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады не выдержало и на пяти листах формата А4 попыталось объяснить, что этот законопроект нарушает Конституцию Украины, регламент ВРУ и еще несколько действующих на то время законов. Но тогдашнее большинство в присущей ему манере – с использованием мордобоя, запугивания, нарушения норм регламента и под вой о бандеровцах на всех телеканалах – все же протянуло это решение, обогатив украинскую политическую фразеологию выражением «развели, как котят».
Обратимся к хронологии: Украина как раз провела Евро-2012, украинцы полны гордости из-за этого. И уже через неделю «Партия регионов» повторно вносит на рассмотрение ВРУ проект закона «Об основах государственной языковой политики».
В первом чтении демократической оппозиции, которая пыталась помешать его принятию, просто «раздали на орехи». При подготовке ко второму чтению председатель профильного комитета Яворивский решил сыграть с бандитами в шахматы и объявил, что комитет не может дать заключение, ведь поправок к законопроекту более двух тысяч, поэтому нужно много времени для их обработки. «Регионалы» ответили: «Ну хорошо», и использовали норму регламента, по которой законопроект ко второму чтению может выноситься в зал без решения комитета и в редакции первого чтения, если комитет такое решение и предлагаемую редакцию вовремя не предоставил.
Перед голосованием во втором чтении против зятя руководителя демократической оппозиции Андрея Кожемякина возбуждено уголовное производство и, как результат (или совпадение), оппозиция не мешала «регионалам» голосовать так называемый «языковой закон» в целом.
Следствием принятия закона стали немногочисленные общественные протесты в отдельных регионах Украины и беспрецедентный в то время по своей наглости и циничности самопиар политиков на этих протестах. История запомнила эти события как «языковой майдан». Идеально описал события на Европейской площади классик украинской словесности Лесь Подервянский: «У Вас война или светское биеннале?».
Оказалось, что «биеннале». И как только инициатору и главному голодающему этого действия Вячеславу Кириленко пообещали проходное место в списке объединенной оппозиции, а «Свободе» – еще что-то, все оппозиционные «вожди» объявили с трибуны о «победе» и пошли прочь, оставив студентов один на один с озлобленным, хотя еще адекватным киевским «Беркутом». Силовики тогда еще не потеряли остатков здравого смысла и не стали мешать участникам Майдана тихо разойтись по домам.
Следствием принятия закона «Об основах государственной языковой политики» стала мобилизация электората «Партии регионов» и резкая поляризация общества по языковому признаку. На защиту или распространение русского языка этот закон (как и любой другой) на самом деле совершенно не повлиял.
Но повлиял другой... На волне эйфории от того, что, сидя на пятой точке, все же можно увидеть бегство президента из страны (такой себе «дзен» в украинской интерпретации), 23 февраля 2014 года Вячеслав Кириленко внес законопроект о признании «Закона об основах государственной языковой политики» утратившим силу. И, как водится, его сразу же проголосовали (правда, при всем революционном пыле, поддержали его только 232 нардепа). Результатом этого политически непутевого решения стал резкий скачок сепаратистских настроений в русскоязычных регионах. Следует отметить, что этот законопроект так и не был подписан и. о. президента Александром Турчиновым. Но это уже не имело никакого значения, ведь языковой вопрос уже сдетонировал на юге и востоке нашей страны. Нужно отдать должное господину Кириленко – то, что так долго готовили «регионалы», ему удалось воплотить в жизнь мгновенно. А «закон КиКоБо» до сих пор формально действует, оставаясь бомбой замедленного действия и создавая почву для очередных демаршей регионов.
«Диктаторские законы» 16 января
Пакет законов, которые были приняты Верховной Радой 16 января 2014 года, наглядно иллюстрирует то, какое влияние имеют СМИ и общественность. Неизвестно, что побудило Януковича дать команду на принятие законов, которые так возмутили общество, однако он это сделал, а Верховная Рада послушно их проголосовала. Многие называют принятие «законов 16 января» поворотным моментом Революции Достоинства. Если бы этих законов не было, то, вероятно, весь пыл революции, которая на тот момент переживала период относительного затишья, сошел бы на нет.
Проголосованный пакет включал в себя 11 законов, регулирующих различные сферы общественной деятельности. СМИ и общественность раскрутили опасность этих законов до небес. Как видим, для этого не всегда нужно говорить правду, главное – добиться своей цели.
С данными законами связаны несколько мифов.
Миф первый: Эти законы тиранические и антидемократические. Можно согласиться, так как при тиранической власти возможны только тиранические законы, но какие страны являются тираническими? Может, это Франция, Швеция, Италия? Ведь именно в этих странах применяются нормы, аналогичные тем, которые содержались в пакете «драконовских» законов. А в Швейцарии и Испании – вообще в несколько раз жестче.
Возникает вопрос: Украина сейчас – демократическая страна? Конечно. Но почему же тогда практически все нормы законов «16 января» имплементированы в той или иной форме в нашу правовую систему? Будь то заочное досудебное или судебное разбирательство уголовных производств по некоторым категориям лиц, или закон об автофиксации нарушений ПДД. Два закона по «диктаторскому пакету» позже переголосованы практически дословно.
Миф второй: законы проголосованы руками с нарушением процедуры. Да, конечно, относительно процедуры можно дискутировать, но обратимся к фактам. Все нормы, возмутившие общественность, содержались в законопроекте №3879 «О внесении изменений в закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы о дополнительных мерах защиты безопасности граждан», а он как раз был проголосован с помощью электронной системы для голосования. И еще: этот закон стал лидером по количеству заявлений депутатов, которые попросили признать их голосование ошибочным. Правда, в основном эти заявления были представлены после побега Януковича.
Хотя пакет «законов 16 января» и просуществовал только 12 дней после принятия, свою роль в истории Украины он, безусловно, сыграл.
Самоустранение президента от выполнения конституционных полномочий
После позорного и безответственного побега Януковича в Украине образовался своеобразный вакуум власти, который необходимо было заполнить, чтобы минимизировать тяжкие последствия нависшие над обществом. Проект постановления о самоустранении президента Украины от выполнения конституционных полномочий констатировал отказ Януковича от исполнения обязанностей и назначил внеочередные выборы президента на 25 мая 2014 года.
Именно этим документом была юридически оформлена победа Майдана. Проект постановления поддержали 328 народных избранников.
Заключительную часть серии статей «25 решающих законов независимой Украины» читайте по ссылке.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан», специально для «Слова и Дела»