Не успел парламент принять закон о реформе государственной службы, как уже в начале июля документ претерпел существенные изменения. Естественно, что внесение дополнений и поправок в нормативно-правовой акт касались распределения полномочий между Кабмином и Администрацией Президента в части назначения чиновников. Наибольшая же угроза заключается в том, что война за полномочия исполнительной ветви власти может «убить» прогрессивную идею реформирования государственной службы, основой которой должно стать назначение чиновников независимой конкурсной комиссией.
Попытки ослабить исполнительную ветвь власти путем предоставления больших полномочий Администрации Президента состоялось уже после того, как Кабмин возглавил соратник Петра Порошенко – Владимир Гройсман. Возможно, пока премьер-министром был Арсений Яценюк, в Администрации Президента просто не решались на открытое противостояние с Кабмином. Но ситуация изменилась после переговоров о создании новой коалиции.
Поэтому неудивительно, что соинициаторами законопроекта №4370-1 «О внесении изменений в закон «О государственной службе» относительно урегулирования отдельных вопросов прохождения государственной службы» стали народные депутаты Артур Герасимов (фракция «БПП») и Андрей Река («Народный фронт»). Документ был зарегистрирован и передан на рассмотрение парламента 15 апреля, а уже 31 мая законопроект был включен в повестку дня. Уже 7 июля законопроект в первом чтении поддержали 227 народных депутатов, большинство из которых – представители фракций «БПП» и «Народного фронта». Примечательно, что принятие документа поддержали депутатские группы «Видродження» и «Воля народа», а также фракция «Оппозиционного блока».
Общественность и эксперты уже выразили свою обеспокоенность нормами проекта закона №4370-1, а представители нескольких оппозиционных фракций парламента, в частности от «Батькивщины» и «Самопомощи», резко раскритиковали подобные попытки исказить реформу государственной службы и предупредили власти о том, что подобные действия могут стоить Украина просмотра европейскими партнерами процесса соблюдения плана по выполнению условий для получения безвизового режима.
Кроме того, в парламенте уже зарегистрирован проект постановления об отмене решения Верховной Рады о принятии законопроекта №4370-1 в первом чтении.
Закулисная война за рычаги влияния
Согласно статье 118 Конституции Украины, главы местных государственных администраций назначаются Президентом по представлению Кабинета министров. Этот пункт всегда был поводом для существенных кадровых противостояний между АП и Кабмином, ведь, как правило, речь шла о политических критериях назначения чиновников на местном уровне. А это – доступ к административному ресурсу, который может очень пригодиться во время предвыборной гонки.
Чтобы снизить риски политизации назначений на госслужбу, в декабре 2015 года нардепы приняли революционный по своей сути закон, который реформирует отрасль и уменьшает фактор так называемых «партийных квот» во время тех или иных назначений. Одним из таких нововведений была норма нового закона о создании независимой комиссии из высшего корпуса государственной службы, которая вносила предложения по кандидатам на должности председателей местных государственных администраций в Кабинет министров по результатам конкурсного отбора в порядке, определенном в законе «О государственной службе».
Впрочем, законопроект №4370-1 предлагает в корне изменить схему назначений именно глав ОДА и РГА путем создания Комиссии по вопросам государственной службы председателей местных государственных администраций при АП. Парадокс заключается в том, что согласно нормам документа, комиссия при АП должна провести конкурс, после которого выбирать кандидата и передать документы на рассмотрение в Кабмин только для того, чтобы оттуда получить необходимое представление на назначение соответствующего чиновника на подпись Президенту.
Кроме того, проект закона №4370-1 предусматривает перенос должностей председателей местных государственных администраций из категории должностей государственной службы «А» в категорию «Б». Авторы законопроекта предлагают также предоставить Президенту право присваивать высшие ранги государственных служащих (1, 2, 3 ранг категории «А»).
В экспертной среде уже отмечают, что данные нормы нарушают Конституцию Украины, а также вносят существенную коррекцию в полномочия Кабмина в назначении руководителей местных органов исполнительной власти. Ведь в таком виде закон заставляет их быть полностью зависимыми и отчитываться исключительно перед чиновниками АП. Подобное положение вещей имеет признаки угроз узурпации власти, о чем не могли не знать народные депутаты, которые голосовали за законопроект, а также чиновники из Администрации Президента. К тому же, возникает логичный вопрос: зачем Президенту так усиливать свои полномочия, если в Украине полным ходом идет так называемая «реформа децентрализации»?
Готовимся к выборам?
Проект закона №4370-1 был внесен как альтернативный документу №4370. В последнем группа нардепов планировала усовершенствовать новый закон «О государственной службе» рядом технических правок, которые бы синхронизировали другие законы с реформой госслужбы.
С острой критикой законопроекта Герасимова-Реки выступили представители фракций «Батькивщины» и «Самопомощи». «Циничная узурпация в чистом виде, которая разрушает вертикаль исполнительной власти и отдает Президенту больше полномочий, чем у него было даже до принятия закона «О госслужбе» по отбору глав ОГА и РГА», – отметила народный депутат от фракции «Батькивщина» Алена Шкрум.
В свою очередь, сам автор документа Артур Герасимов объясняет, что необходимость подобных изменений обусловлена большим количеством незаполненных вакансий председателей районных государственных администраций, из-за чего ломается властная вертикаль в то время, когда в стране идет война.
Такая логика вызвала волну возмущения среди народных депутатов и общественных активистов. «Во-первых, это не аргумент, так как еще до того, как закон вступил в силу, вакансий было так же много и никто их не заполнял. Во-вторых, при рассмотрении в профильном комитете мы предлагали компромисс: председателей райгосадминистраций опустить на уровень категории «Б», чтобы они могли избираться комиссиями при областных государственных администрациях. Нам возразили, что делать этого категорически нельзя, потому что это чуть ли не федерализация. В Администрации Президента думают другими категориями – они думают, как назначить нужных, послушных людей, которые будут выполнять все те указания, которые им будут даваться», – отметил нардеп от фракции «Самопомощи» Любомир Зубач.
Представители общественности и экспертного сообщества предупреждают о том, что подобные законодательные инициативы могут свести на нет все попытки реформировать государственную службу и снова возвращают Украину во времена назначений по критериям политической целесообразности и лояльности к определенным группам влияния. «При этом главным выгодоприобретателем такой «реформы» будет даже не Президент, у которого никогда не будет времени заниматься кадровыми вопросами, особенно на районном уровне, а работники его Администрации», – отмечают в официальном заявлении эксперты «Реанимационного пакета реформ».
Политические аналитики уверены: подобные изменения в законодательство имеют конкретную цель. Она заключается в расширенных возможностях контроля на местном уровне и доступу к админресурсу конкретному необходимому кругу лиц из Администрации Президента. В свою очередь, подобная схема взаимоотношений с чиновниками позволит лучше распределить ресурсы и усилить свои позиции перед возможными парламентскими перевыборами. Поэтому подобное посягательство на принципиальные пункты в проведении необходимых реформ имеет под собой сугубо «электоральные» основания.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»