25 июня Украина отмечает профессиональный праздник людей, которые, по сути, являются ее лицом, ведь первыми встречают гостей страны, – День работников таможни. Таможенные сборы являются важной частью украинской экономики, а сами таможенники – элементом системы, обеспечивающей порядок при пересечении границы.
«Слово и Дело» традиционно решило собрать наиболее важные заявления политиков, касающиеся работы таможенной службы. Мы собрали и проанализировали обещания политиков трех уровней власти: высшей исполнительной, законодательной и областной, чтобы понять, кто и чем обязан таможне и стоит ли ожидать выполнения обещанного.
Доверяй, но проверяй
Говоря об органах таможни, украинские политики в один голос твердят, что это сфера, требующая тотального контроля. Поэтому обещание в той или иной форме установить надзор за работой таможенников – пожалуй, самое популярное среди депутатов и чиновников.
К примеру, премьер-министр Владимир Гройсман в начале мая пообещал создать межведомственное подразделение для контроля за таможней, а уже 8 июня 2016 года Кабмин принял решение о создании Межведомственного целевого центра и 20 мобильных групп для борьбы с коррупцией на таможне, а также ввел обязательную фото- и видеофиксацию проведения таможенных формальностей. Контролировать работу таможенников на админгранице с Крымом с 1 февраля 2016 года еще в начале января пообещал народный депутат Рефат Чубаров, однако свое слово не сдержал: активисты, объединившиеся в общественную организацию «Аскер», действительно начали работу на админгранице с оккупированным полуостровом, однако произошло это на 2 месяца позже обещанного Чубаровым срока.
Не удалось в течение обещанных 100 дней справиться с коррупцией на таможне и руководителю Государственной фискальной службы Роману Насирову. Столь смелые планы он озвучил вначале своей работы – в июле 2015 года.
Бороться с коррупцией не единожды обещал также губернатор Одесской области Михеил Саакашвили. О намерении помогать ему в этом заявлял нардеп от «Народного фронта» Максим Поляков. Кроме того, «детище» грузинского реформатора – обновленная областная таможня – должно было также получить избранного по результатам открытого конкурса руководителя, однако этого не случилось: объявление о назначении на эту должность Юлии Марушевской было сделано еще до того, как Государственная фискальная служба завершила соответствующий конкурс, что в любом случае нельзя назвать прозрачным процессом.
Решил брать пример в антикоррупционных начинаниях с одесского коллеги и руководитель Львовской области Олег Синютка. Но он, в отличии от Саакашвили, предложил более радикальный метод – проверить всех работников львовской таможни на «полиграфе», а тех, кто такую проверку не пройдет, уволить. С первым он уже обратился к главе ГФС Роману Насирову, второе – пока ожидает выполнения.
Не уступает ему в радикализме и традиционно экспрессивный глава Закарпатской ОГА. Геннадий Москаль вообще пообещал увольнять всю таможенную смену, если одного из ее членов поймают на взятке. С тех пор уже две смены таможенников на разных пунктах контроля отстранены от работы. А вот уволят ли их – пока неизвестно. Так что это обещание пока имеет статус «в процессе выполнения». Кстати, так же, как и Чубаров, Москаль, дабы свести до минимума коррупционную составляющую, недавно предложил в подконтрольном ему регионе создать специальные группы для сверки документов по движению товаров через границу.
Быстрее, проще, надежней
Что касается собственно улучшения условий и качества работы таможни, то в этом ключе также было обещано немало. Тот же Гройсман обещал и установить на всех таможнях оборудование для сканирования товаров, и автоматизировать систему управления рисками, и многое другое. Отдельное внимание премьер уделил одесской таможне: он задумал профинансировать строительство таможенного терминала в Одесском морпорту и до 20 мая утвердить все кадровые изменения в областной таможне (правда, с последним не справился). Ну а руководитель ГФС Насиров заявил, что у таможенников появится оборудование, способное предотвращать ввоз в страну озоноразрушающих веществ.
В свою очередь, министр финансов Украины Александр Данилюк пообещал, что все это частично будет сделано за деньги США, которые якобы намерены выделить Украине на реформирование таможни 4 млн долл.
Обещания местного характера, касающиеся работы таможни, продолжают активно раздавать и губернаторы областей. Правда, с разной степенью успешности: тот же Саакашвили намерение запустить с 1 марта в своей области электронную таможню провалил. Такая же участь постигла обещание главы Черновицкой ОГА Александра Фищука о предоставлении местным пропускным пунктам «Красноильск» и «Русская» статуса международных.
Зато заявления Саакашвили о создании центра таможенного управления, Фищука – об открытии двух новых пунктов пропуска уже в этом месяце и Синютки – о ремонте дороги у таможенного перехода «Грушов-Будомеж», пока имеют все шансы быть реализованными.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»