30-летие аварии на ЧАЭС: с какими невыполненными обещаниями встретили его украинские политики?

Алина Костюченкожурналист

26 апреля Украина отмечает печальную дату – 30-летие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. В этот день «Слово и Дело» вспомнило основные обязательства политиков, связанные с этим, без преувеличения, самым масштабным экологическим бедствием в украинской истории.

Кроме того, пользуясь возможностью, мы также решили напомнить украинским политикам об их обещаниях в других, наиболее вопиющих случаях загрязнения окружающей среды. Ведь некоторые из экологических проблем Украины также требуют немедленного решения, и в случае игнорирования проблемы их последствия могут оказаться не менее масштабными, чем радиационное загрязнение в результате аварии на ЧАЭС.

Радиация

Вот уже 30 лет борьба с радиационным загрязнением остается топ-темой обещаний украинских политиков. Обещания о постройке конфайнмента над ЧАЭС, исследовании и минимизации радиационного воздействия, а также помощи пострадавшим от Чернобыльской катастрофы не давал только ленивый. И хотя они являются темой отдельного материала, приведем наиболее интересные из них.

Значительная часть зафиксированных «Словом и Делом» обещаний касается строительства укрытия над четвертым энергоблоком ЧАЭС. Как известно, строительство саркофага, который обезопасил бы Украину от возможного разрушения аварийного энергоблока, должно было начаться еще в 2007 году, однако постоянно откладывалось из-за отсутствия финансирования. В начале 2009 года Владимир Шандра, который тогда занимал должность министра по вопросам чрезвычайных ситуаций, пообещал, что проектные работы по строительству проекта «Укрытие» завершатся летом того же года. По факту, к концу 2009 года проектная документация так и не была готова, а само строительство конфайнмента, которое должно было начаться в том же году, было отложено еще на несколько лет.

На днях новоиспеченный министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак пообещал, что строительство нового укрытия на четвертым энергоблоком ЧАЭС завершится в указанные сроки, то есть до конца 2017 года.

Однако монтаж нового укрытия – это только часть работы. Под новым конфайментом останется «похороненным» старое укрытие, возведенное еще в 1986 году, которое нужно демонтировать, чтобы уменьшить риск попадания в атмосферу радиоактивных отходов. Ранее демонтировать до 2022 года старый саркофаг над станцией после возведения нового укрытия пообещал председатель Госагентства по управлению зоной отчуждения Владимир Холоша.

Еще одним проблемным вопросом остается управление зоной отчуждения, свои предложения насчет этого этого выразил уже целый ряд политиков и депутатов. В прошлом году тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Госагентство по управлению зоной отчуждения будет ликвидировано. Вместо него должен был появиться государственный концерн по работе с ядерными материалами и радиологический заповедник. Однако это обещание кануло в лету вместе с премьерство Яценюка.

Выбросы в атмосферу

30 ноября прошлого года Президент Украины Петр Порошенко поставил перед страной амбициозную цель – к 2030 году снизить выбросы парниковых газов до уровня 60% того объема, который попадал в атмосферу в 1990 году.

Нет сомнения, что в связи с сокращением промышленного производства в Украине из-за экономической и военно-политической ситуации частично этого удастся достичь, однако сегодня проблема загрязненного воздуха все еще остается актуальной для ряда промышленных городов. Показательны в этом случае города юго-востока Украины, где вопрос чистого воздуха – просто критический. Например, Мариуполь и Запорожье, где олигарх Ринат Ахметов пообещал горожанам «чистый воздух» и «решение экологических проблем». Особую иронию вызывает тот факт, что эти обещания прозвучали из уст владельца крупнейших предприятий-загрязнителей атмосферы, «Азовмаша» и «Запорожстали» соответственно...

Также на днях о намерении внести лепту в сохранение атмосферы заявил и глава Государственной фискальной службы Роман Насиров, который пообещал, что ввоз в Украину озоноразрушающих веществ вскоре будет контролироваться таможней с помощью специального оборудования.

Токсичные отходы

В четверг Верховная Рада Украины отклонила законопроект о штрафах за нарушение условий обращения с опасными отходами. Проект закона №2950 авторства народных депутатов Тригубенко, Рыбака, Недавы и Рыбалки, год пролежав в аппарате парламента, во время голосования за основу набрал только 178 голосов депутатов. Отклоненный документ должен был закрепить лицензирование деятельности с опасными отходами и установить штрафы за нарушение указанных лицензионных условий.

Поэтому бороться с несанкционированным хранением опасных отходов местной власти приходится самостоятельно, чаще всего – безуспешно. Яркий пример – Сумская область, где губернатор Николай Клочко объявил войну предприятиям-нарушителям условий хранения токсичных отходов, однако те продолжают безнаказанно работать даже без лицензии и несмотря на недовольство главы ОГА.

Есть над чем задуматься и руководителям других областей. Так, например, на днях о попадании ядовитых промышленных стоков в Хмельницкой области в реку Хомора сообщили в «Ассоциации предприятий в сфере обращения с опасными отходами». Установлено, что отходы в реку сливает Понинковская картонно-бумажная фабрика, из-за чего водная артерия уже фактически является неживой. Кроме этого, экологи всерьез обеспокоены состоянием здоровья жителей Барановского района Житомирской области, пьющих воду из реки Случ, в которую впадает загрязненная полиграфскими стоками Хомора.

А между тем усложнить жизнь нарушителям экологического законодательства, загрязняющих водоемы обещали немало государственных мужей – от мэров городов до народных депутатов. Впрочем, сегодня многочисленные случаи слива промышленных отходов в реки и моря до сих пор являются обычной для Украины вещью.

Свалки

Вопрос переработки и утилизация бытовых отходов – без преувеличения топ-проблема не только в Украине, но и во всем мире. Однако больше всего пугает отсутствие политической воли украинского руководства к реальному решению этой проблемы. Более того, политики безбожно спекулируют на этой теме: в последние годы пустые обещания вроде постройки мусороперерабатывающих заводов, сжигания или сортировки мусора «Слово и Дело» регистрирует чуть ли не еженедельно.

Так, масштабными были планы представителей «Партии регионов», которые перед победными для себя парламентскими выборами-2012 включили в программу пункт о строительстве мусороперерабатывающих заводов в каждом регионе. Пункт, конечно же, не реализован.

Традицию обещать невыполнимое переняли и в постмайдановском правительстве: экс-министр экономики Айварас Абромавичус так и не подал в парламент законопроект об утилизации тары, обещанный им еще год назад.

Популярностью пользуется эта тема и в программах городских голов. Например, мэр Львова Андрей Садовый в октябре 2015 года пообещал создать мусороперерабатывающий комплекс и полигон твердых отходов. Кстати отличился невыполненным обещанием по этому поводу за свою мэрскую каденцию в Виннице и нынешний премьер-министр Владимир Гройсман.

Хищение природных ресурсов

Так исторически сложилось, что из всех природных богатств нашей страны наибольшее внимание общества уже традиционно приковано к лесу, а с недавних пор – к залежам янтаря. Безнаказанное хищение как первого, так и второго уже нанесло государству и его экологии непоправимый ущерб, а в случае с «солнечным камнем» еще и привело к ухудшению криминогенной ситуации на северо-западе Украины.

Так, обещание бороться с проблемой незаконной вырубки леса – признак хорошего тона для политика любого уровня. Среди последних – заявление нардепа от «БПП» Виталия Чепиноги о недопущении безнаказанной вырубки, представителя «НФ» Павла Дзюблика – об организации на Житомирщине рейдов против вырубки леса и внефракционного Виктора Балоги – о намерении лично бороться с несанкционированной вырубкой дуба на Закарпатье.

А вот среди политиков, которые уже провалили обещания по борьбе с нелегальной добычей янтаря, появилась и фамилия Президента. В июле прошлого года Петр Порошенко пообещал в ближайшее время задержать людей, незаконно добывающих янтарь. Но, как известно, преступный промысел процветает и поныне.

Впоследствии инициировать рассмотрение в парламенте законопроекта о лицензировании добычи «солнечного камня» пообещал и Арсений Яценюк, который также не сдержал своего слова.

Обнародовать фамилии людей, причастных к этой незаконной деятельности, еще в августе обещал министр внутренних дел Арсен Аваков, однако и с этой задачей, похоже, справиться главе МВД не удалось.

Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО