Очередной скандал в правительстве: министр экологии и природных ресурсов Игорь Шевченко громогласно обвинил в коррупции всех и вся, а также отказался добровольно уйти в отставку по просьбе своего же руководителя – главы Кабмина Арсения Яценюка. Не удивительно, что после всего премьер в буквальном смысле выгнал Шевченко с сегодняшнего заседания правительства и обратился к Верховной Раде с просьбой решить дальнейшую судьбу главы Минэкологии.
Вряд ли на кадровые решения Президента Украины и правительства реагировали бы так остро, если бы не военные действия в стране. Но в нынешней ситуации любое назначение и увольнение воспринимается наблюдателями и гражданами очень критично. Особенно когда речь идёт о председателе СБУ, министре обороны страны или о главах администраций объятых войной и прифронтовых областей Украины.
Самое громкое увольнение Порошенко-президента – без преувеличения, отставка главы Днепропетровской ОГА Игоря Коломойского. Назначение совладельца группы «Приват» на эту должность в своё время было воспринято как очень сильный ход со стороны и. о. Президента Украины Александра Турчинова, в особенности на фоне обвинений его в «сдаче Крыма». Правда, тогда же ожидали и назначения губернатором Донетчины Рината Ахметова, однако согласился Сергей Тарута – о переговорах с Ахметовым общественность так ничего и не узнала. Даже, собственно, о том, были ли они.
Порошенко – сильный политик, с этим никто не поспорит, и терпеть давление даже от такого неординарного человека, как Игорь Коломойский, он не мог. Вероятно, он и не имел на это морального права, учитывая то, какие сложные переговоры с Западом и Россией у него происходят едва ли не каждый день и слабость подобного рода – не позволительна для верховного главнокомандующего обороняющейся от агрессии страны.
У Коломойского, что называется, аппетит пришёл во время еды, считают обозреватели. Да, это его огромная заслуга, что сепаратизм не охватил Днепропетровщину. Подавить террористическое подполье в области – дорогого стоило и уж точно Игорю Валерьевичу за это благодарны и руководители страны, и жители потенциально взрывоопасной области.
Но история с губернатором Коломойским закончилась так, как только и могла закончиться в ситуации, когда интересы бизнеса оказались для него выше интересов государственных. Ситуация вокруг «Укртранснафты» получила максимально широкую огласку не только потому, что к удивлению публики в ней непосредственно участвовал лично Игорь Валерьевич. В словесной дуэли ему оппонировал также тяжеловес в медиасфере и свежеиспечённый политик – депутат-журналист Мустафа Найем, прошедший в ВР по спискам «Блока Петра Порошенко». Так что шоу получилось слишком ярким, чтобы его можно было попытаться сгладить или «не заметить».
Об отставке Игоря Палицы с должности главы Одесской ОГА можно было бы и не упоминать, поскольку после увольнения Игоря Коломойского это было абсолютно ожидаемым – это люди из одной команды. Но в этой истории поразительно не то, кто ушёл, а кто пришёл на смену. В череде кадровых провалов назначение Михеила Саакашвили главой очень непростого региона пока выглядит как самый удачный кадровый шаг Президента. Что же, вскоре станет понятно – не тесновата ли Одесса для дважды президента Грузии и не трамплин ли это на пути к его руководству Кабмином.
Самой ожидаемой обществом отставкой стало увольнение министра обороны Валерия Гелетея. Именно его, не имевшего никакого опыта руководства в армии, многие прямо называли повинным в провалах операций ВСУ на Донбассе. Зачем нужно было такое нелогичное назначение Президенту – сколько-нибудь официальных объяснений нет, а неофициальные слишком обидны для Валерия Гелетея, чтобы имело смысл их цитировать.
Отставка Валентина Наливайченко стала неизбежной после показаний Дмитрия Фирташа в суде Вены. Там опальный олигарх фактически назвал Порошенко едва ли не своим ставленником. Ещё один депутат-журналист Сергей Лещенко уверен, что после этого Пётр Порошенко никак не мог оставлять во власти близких к Фирташу людей. Для того, чтобы обеспечить увольнение главы СБУ парламентом пропрезидентским силам пришлось даже торговаться с депутатами от «УДАРа» и те поддержали увольнение своего выдвиженца в обмен на очень удобный для лидера политсилы Виталия Кличко закон о местных выборах. В этом единогласно убеждены все наблюдатели.
Очень напоминало театральную постановку увольнение главы ГСЧС Сергея Бочковского. Не каждый день можно увидеть, как на высокопоставленного чиновника надевают наручники прямо на заседании правительства. Тогда же был задержан и также уволен его заместитель Василий Стоецкий. «Это не спектакль, это – прививка», – заявил тогда министр внутренних дел Арсен Аваков, чем ещё больше усилил привкус театральности всего действа. Кстати, Бочковский уже судится по поводу незаконного, как он считает, увольнения. А вот о том, как продвигается дело о его якобы коррупционных деяниях, в которых его обвинял глава МВД, ничего пока не слышно.
Ну и не иначе как театром абсурда называют феерическую операцию по вывозу наших граждан из Непала после землетрясения в этой стране. Возглавил её лично преемник Бочковского (а до того и после очень быстрого увольнения из ГСЧС – помощник министра Авакова) Зорян Шкиряк. Тот умудрился взять в это многодневное и полное приключений путешествие свою подругу и так много журналистов, что страна наблюдала за злоключениями наших спасателей на страницах и экранах практически всех украинских СМИ.
«Генерал-губернатором» окрестили Александра Кихтенко сразу же после назначения главой Донецкой областной военно-гражданской администрации. Но генерал упорно не хотел видеть в жителях оккупированных территорий поголовно предателей и сепаратистов и был твёрдо за продолжение экономических связей с предприятиями на неподконтрольных Киеву территориях и за смягчение для граждан Украины пропускного режима и уж точно он был против суровой блокады «особых регионов» Донбасса. За это ему крепко доставалось от министра внутренних дел Авакова в этом его самым жёстким оппонентом был лидер президентской фракции ВР Юрий Луценко. Кстати, буквально на следующий же день после увольнения Кихтенко пропускной режим всё-таки смягчили.
В завершение же снова об отставке, которая практически предрешена. Если бы скандальный министр экологии и природных ресурсов не понимал, что дни его в этой должности сочтены, то вряд ли он предпринял такой экстравагантный ход как «видеообращение к народу». Всё-таки министр – несколько не той величины чиновник, чтобы вот так пафосно прощаться с должностью.
Но наше внимание особенно привлёк такой пассаж: «Сейчас я обращаюсь к народу Украины. Причина моего обращения связана с политической расправой, которую сейчас совершает против меня руководство правительства… Веря в идеалы Майдана, в должности министра я искренне начал борьбу с коррупцией и вернул государству 22 месторождения нефти и газа, которые были украдены у народа семьей Януковича. Но делал это вопреки позиции руководства правительства, которое имеет действующие связи со всеми украинскими кланами и защищает их интересы». Учитывая, что принадлежавшая г-ну Шевченко юридическая фирма консультировала тогдашнего министра энергетики Эдуарда Ставицкого, то ему ли не знать, кто и что в те времена украл? Понимает ли Игорь Шевченко, что, как говорят полицейские в американских фильмах плохим парням, «всё, что он говорит, может быть использовано против него»?
Борис Бобров, специально для «Слово и Дело»