Бег на месте: нужны ли Украине расширенные возможности НАТО

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба обратился к НАТО с просьбой начать официальную процедуру рассмотрения заявки Украины на присоединение к Программе расширенных возможностей НАТО (ЕОР). Среди прочего, эта программа предполагает расширенный доступ к разведывательным данным Альянса. Но даже если прошение Украины будет удовлетворено, никаких плюсов на пути к членству в Альянсе наша страна не получит.

О подаче официальной заявки в Альянс на присоединение Украины к программе расширенных возможностей с НАТО вице-премьер Дмитрий Кулеба сообщил 15 января. «В 2020 году Украина и НАТО будут иметь много важных совместных историй, но самой важнейшей должно стать предоставление Украине статуса участника этой программы... Есть некоторые государства-члены, которые все еще решают, стоит Украине дать такой статус, но руководствуются они политическими факторами. В принципе, Украина отвечает всем критериям, необходимым для участия в этой программе», – пояснил Кулеба.

Он также отметил, что временных рамок присоединения к EOP не существует, и официальный Киев не имеет права «давить» на своих партнеров в этом отношении. Вместе с тем, по его словам, если бы Украина уже была участницей этой программы, то она могла бы намного быстрее получить качественные разведывательные данные, касающиеся, например, катастрофы украинского самолета в Иране.

Действительно, Enhance Opportunity Program предполагает регулярные политические консультации по вопросам безопасности, расширенный доступ к программам взаимодействия и учений, а также обмен информацией между участниками ЕОР во время кризисных ситуаций. При этом ЕОР не является заменой Плана действий по предоставлению членства в НАТО (ПДЧ). По словам господина Кулебы, участие в программе даже не является обязательным пунктом, выполнив который, мы окажемся ближе к предоставлению ПДЧ. Такие мероприятия изложены в Годовых национальных программах под эгидой Комиссии Украина-НАТО.

Так, зачем же нам это нужно? Этот вопрос особенно актуален, если учесть, что в 2018 году Украина уже пыталась присоединиться к Enhance Opportunity Program, однако на тот момент просьба была отклонена. «У нас есть комиссия Украина-НАТО, у нас есть годовые национальные программы, у нас есть комплексный пакет помощи, у нас есть трастовые фонды... Поэтому у нас есть много различных способов сотрудничать совместно с Украиной», – пояснил тогда генсек НАТО Йенс Столтенберг.

В октябре 2019 года на заседании Комиссии Украина-НАТО, которое состоялось в Киеве, президент Владимир Зеленский еще раз попросил «предметно перейти» к рассмотрению участия Украины в ЕОР. Так что, действия господина Кулебы как раз отвечают запросу главы государства.

Сложно сказать, что изменилось с 2018 года – с момента предыдущего отказа, и почему украинская сторона сейчас рассчитывает на успех. Совершенно не исключено, что и в 2020 году последует от ворот поворот. Однако попытка присоединения к ПДЧ имеет еще меньше перспектив. Напомним, на саммите НАТО в Бухаресте Украина на пару с Грузией уже пытались присоединиться к Плану действий, но эту инициативу тогда «завалила» Россия, которая весьма болезненно относится к любому дрейфу Украины в сторону Альянса. Воспользовавшись тем, что все подобные решения принимаются в рамках НАТО консенсусом, для защиты своих интересов в 2008 году Россия использовала франко-германское лобби.

Негативная позиция Франции и Германии в отношении предоставления Украине ПДЧ не изменилась и сейчас. К ней прибавились еще действия Венгрии, которая блокирует любые «пронатовские» инициативы Киева, а также критический фактор войны на Донбассе. Боевые действия против Украины, собственно, и были развязаны Россией для того, чтобы заблокировать евроатлантическую интеграцию нашей страны. Теоретически любые территориальные споры с соседями не могут являться препятствием для движения отдельно взятого государства в Альянс, но в ситуации с Украиной вряд ли стоит рассчитывать на особую благосклонность Североатлантического совета.

Итак, получив ЕОР, Украина сможет пользоваться определенными возможностями Альянса. Но в целом стремление присоединиться к Программе является таким себе политическим «эрзац-заменителем» присоединения к ПДЧ. Понимая, что нашей стране пока мало что светит, новая власть пытается достичь хоть каких-то побед в этом отношении.

Денис Попович, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: