Мифы медреформы. Некогда разрабатывать комплексную стратегию – реформировать медицину можно поэтапно

Читати українською
Валерий Дубиль

В прошлый раз я объяснял, почему государство не защитит персональные данные пациентов в системе e-Health, а ответственность ляжет не на МОЗ, а на обычных врачей. Сегодня поговорим об очередном мифе медреформы – изменения нужно проводить немедленно, поэтому можно обойтись и без комплексной стратегии реформирования медицины.

Отдельные уровни медицины связаны между собой одним кадровым потенциалом, единственными источниками ресурсов, маршрутом пациента. Изменение в одном компоненте (например, реформа только первички) приведет к разбалансированности всей системы и недоступности других видов медицинской помощи.

Не получится реформировать только один уровень медицины, не задев остальные. Невозможно реформировать один элемент системы – финансирование, качество медицинских услуг, лекарственное обеспечение. Об этом – в материале народного депутата Валерия Дубиля.

Так было во время проведения пилотных проектов по реформированию здравоохранения в Донецкой, Днепропетровской и Винницкой областях, а также в Киеве в 2011-2013 годах. Тогда, собственно, как и сейчас, основной акцент поставили на развитии первичной медицинской помощи: изменения в ее функционировании и концентрация ресурсов сделали другие уровни медицины недоступными. Поток пациентов изменился, а резервы для поддержки этих уровней не предусмотрели. Образовались большие очереди (врачи стали недоступными!), о качестве не приходится и говорить – нужно было обслуживать больше людей за меньшее время.

Примерно таким образом сейчас проводят так называемую «медреформу» – только не в отдельных областях, а по всей территории страны.

Власть выбрала свою стратегию – значительно увеличить финансирование только той первичной помощи, которая будет работать по новому механизму. Другие уровни «подождут». К чему это приведет (и уже приводит)?

1. Реальное финансирование специализированной и экстренной помощи не только не увеличилось, а даже уменьшилось. Его не хватает даже на простое выживание больниц и поликлиник. Дефицит – 30-50% от потребности. Почему? Потому увеличение финансирования «первички» в 2,4 раза провели путем перераспределения существующих финансов (а не путем общего паритетного увеличение финансирования или привлечения новых источников финансирования).

2. Специализированная помощь станет недоступной (см. Миф №1).

Большое количество пациентов на одного врача первички (и недостаток этих врачей) приведет к тому, что они будут перенаправлять их к узким специалистам – необоснованно, чтобы снять с себя нагрузку.

«Семейник» также не заинтересован оказывать помощь на дому, и это приведет к росту вызовов неотложной помощи. В тех регионах, в которых нет единых диспетчерских и «екстренка» не объединена с неотложной, нагрузка увеличится и на последнюю. Даже сейчас 30% вызовов экстренной медпомощи составляют случаи с хроническими заболеваниями, а в 75% случаев госпитализация не нужна, то есть экстренная медпомощь работает не по профилю.

3. Узкоспециализированные врачи уволятся и пойдут работать на «первичку». Потому что заработные платы вырастут ТОЛЬКО на первичке (в амбулаториях ПМСП средняя заработная плата будет 6-10 тыс. грн, а в больницах 4,5-5 тыс. грн). А заменить их некем.

Если переходу врачей – узкопрофильных специалистов – препятствует необходимость прохождения переобучения, то средний и младший медперсонал активно меняет место работы.

Специализированная и экстренная (неотложная как ее часть) медпомощь останутся без ресурсов. Кто будет предоставлять медицинские услуги на вторичном уровне в то время, как нагрузка резко возрастет из-за увеличения направлений от первички? Как покрыть кадровый дефицит при их реформировании через 2-3 года?

Именно поэтому реформа охраны здоровья не должна быть фрагментарной. Не получится реформировать только один уровень, не задев остальные. Не получится реформировать один элемент системы – финансирование, качество медицинских услуг, лекарственное обеспечение. Реформа должна быть комплексной, и перед ее началом необходимо четко определить источники ресурсов для ее проведения (политико-социальные, организационные, кадровые, финансовые, материальные и технологические).


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...
Загрузка...