Мифы медреформы. Недостаток врачей не помешает реформе

Читати українською
Валерий Дубиль

Украинская «медреформа» окрашена множеством мифов, в которые просто поверить, не изучив тему немного глубже. Об одном из них я уже писал ранее, сегодня развенчаю второй миф «медреформы» – о том, что даже в условиях дефицита врачей можно проводить реформу. Скажу сразу: можно, но следует подстраховаться фельдшерами в отдаленных районах. МОЗ этого почему-то не учел. Разберем детали ситуации.

В МОЗ считают, что врачей не хватало и раньше, поэтому это не помешает проведению медреформы. Как было раньше и как следовало бы сделать сейчас, чтобы стало больше семейных врачей – в материале народного депутата Валерия Дубиля.

Работа по созданию первичного звена на базе семейной медицины началась задолго до прихода Супрун в МОЗ. С начала 2000-х годов в Украине начали создавать систему первичной медико-санитарной помощи на основе семейной практики. Именно тогда возникла проблема нехватки семейных врачей.

Во время пилотного проекта по реформированию системы здравоохранения в трех областях и Киеве, который был утвержден законом Украины № 3612-17 «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве», чтобы решить проблему дефицита врачей общей практики, значительно увеличили государственный заказ на эту специальность, организовали масштабную переквалификацию медиков. В результате в 2011-2015 годах специализацию врача общей практики получили более 5 тыс. врачей (больше всего – 1500 в 2013 году).

Однако проект не довели до конца и первичное звено здравоохранения в Украине не удалось сделать полноценным. А новая команда МОЗ практически провалила эту работу – в 2016 году специализацию получили 474 человека, а за 2017-й – менее 500 медиков. Этим и обусловлен дефицит в 60% врачебных кадров на первичном звене. Смотрите миф №1.

Реформу проводить нужно и можно даже сейчас, но не так, как это делает МОЗ.

Каким образом? Чтобы все имели доступ к медпомощи, необходимо создать «подушки безопасности», как это сделали в Австралии. Плотность населения там также низкая. На одного врача там приходится от 600-800 (в больших городах) до 2500-4000 (в сельских и отдаленных местностях) людей. В «районах с недостаточной обеспеченностью врачами» (более 1400 пациентов на одного врача) к работе в качестве врачей общей практики допускают медиков без полной аккредитации.

В Украине «семейников» могут временно подменить в отдаленной сельской местности фельдшеры и средний медицинский персонал с проведением повышения квалификации и дополнительного государственной аттестации. При этом фельдшер может практиковать или под руководством или при консультационной поддержке врача. Реформа власти же этого не учла, а потому ее последствия приведут к массовому закрытию ФАПов.

Параллельно нужно решать проблему дефицита врачей, создав целевую государственную программу, которая позволит:

  • увеличить госзаказ в вузах врачей общей практики и выделить дополнительные квоты на госзаказ для выпускников сельских школ;
  • сформировать экономические стимулы для переквалификации врачей других специальностей (длительный оплачиваемый отпуск при прохождении переквалификации, компенсация оплаты жилья при переквалификации и др.)
  • создать местные стимулы для медицинских работников в регионах (компенсация из государственного бюджета местным бюджетам путем предоставления субвенций или дотаций расходов на реализацию программ местных стимулов – приобретение жилья, транспорта, доплаты и компенсации).

Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...