Краеугольным камнем этой парламентской недели станут кадровые вопросы. Самый главный – кресло премьер-министра, на которое претендует нынешний председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман, но шансы удержаться в нем также имеет и действующий премьер Арсений Яценюк. Кульминация этой трагикомедии ожидается в четверг, когда будут проведены соответствующие голосования.
Продолжая блок кадровых вопросов, нельзя обойти два проекта постановления, а именно – №4069 об определении представителей Верховной Рады в составе комиссии по проведению конкурса на занятие должности директора Государственного бюро расследований и постановление №4053 об определении кандидатур в состав конкурсной комиссии по отбору кандидата на должность председателя Национального агентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Указанные инициативы начнут процесс кадрового укомплектования новосозданных государственных учреждений.
Оборона и национальная безопасность
На текущей пленарной неделе парламент рассмотрит правительственный проект закона №2470 о внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам национальной безопасности. Проектом предлагается ряд изменений в законы «О правовом режиме чрезвычайного положения», «Об обороне Украины»; указанные изменения не имеют комплексного характера, расширяют и конкретизируют некоторые функции Кабмина при введении военного и чрезвычайного положения.
Необходимо объяснить читателям, что пока не исключен вопрос о проведении досрочных парламентских выборов, а согласно Конституции, проведение досрочных выборов невозможно при режиме чрезвычайного или военного положения. Наименее выгодно проведение досрочных выборов именно команде премьер-министра. Связаны ли эти факты с законом, или же это просто стечение обстоятельств, посмотрим позже.
Продолжает оборонный блок проект закона о внесении изменений в закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» относительно увольнения с военной службы военнослужащих, самовольно оставивших воинские части. Проект предусматривает увольнения в запас военнослужащих, в отношении которых начаты уголовные производства за самовольный уход из воинских частей или дезертирство.
Проанализировав законопроект, нельзя не согласиться с необходимостью более оперативного принятия решений, которые позволяют корректировать численность Вооруженных сил Украины, однако предложенный законопроектом вариант решения указанной проблемы вызывает ряд замечаний, прямо нарушая конституционные права военнослужащих и некоторые гарантии, предусмотренные дисциплинарным уставом ВСУ.
Уголовно-правовой блок
На текущей пленарной неделе эта сфера представлена проектом закона №3726 о частной детективной (розыскной) деятельности авторства народных депутатов, членов правоохранительного комитета ВРУ. Проект является ничем иным, как немного переделанным проектом закона о детективной деятельности, который блуждает по Верховной Раде еще с шестого созыва.
Документ имеет легкий лоббистский оттенок, призванный ввести в правовую систему Украины понятие частной детективной деятельности и закрепить правила игры для частных детективов. Предусматривает достаточно широкие права для частных детективов, использование ряда специальных средств и оружия не летального действия.
Спецконфискация
Законопроект №4057 авторства народных депутатов Юрия Березы, Сергея Пашинского, Ирины Фриз и других нардепов «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно особенностей обращения в доход государства денежных средств, ценностей и доходов от них в вынесения приговора суда), в котором предлагается дополнить УПК новой главой, которая будет регламентировать порядок обращения в доход государства денежных средств и имущества лиц, подозреваемых в совершении коррупционных и других преступлений, без суда. То есть лицо еще до осуждения могут лишить его средств и имущества.
Также проектом допускается обращение в доход государства денежных средств, ценного имущества даже не подозреваемых в совершении преступления, а третьих лиц, которым, по мнению следствия, были переданы эти средства лицами, подозреваемыми в совершении преступления.
Указанная новелла УПК нарушает больше статей Конституции и международных обязательств взятых на себя Украиной, чем все другие проекты, которые рассматриваются ВРУ на этой неделе. Авторы забыли о принципах презумпции невиновности, незыблемости частной собственности, законности. Что делать если у лица конфисковали в доход государства все его имущество из-за того, что она подозревается в отмывании денег, полученных преступным путем, а затем этот человек получает оправдательный приговор?
Трудно сказать, что хотели получить авторы этого закона. Возможно, бешеный поток конфискованных финансов в доход государства, но со 100% гарантией в случае принятия закона получат кучу исков против Украины в Европейский суд по правам человека в связи с нарушением национальными судами и следственными органами права на справедливый суд и права на частную собственность. По собственному опыту утверждаем, что вероятность выигрыша по таким искам также 100%. То есть Украина должна будет возместить все утраченные активы плюс выплатить компенсацию. Но не нужно волноваться, этот проект вряд ли поддержат.
Реструктуризация
Решили депутаты на этой неделе заняться и вопросами знаменитой реструктуризации валютных кредитов. Напомним, что в июле прошлого года парламент уже голосовал за законопроект №1558-1 о реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте, который лоббировал «финансовый Майдан». Но Президент наложил на него вето, что в свою очередь было жестким требованием МВФ. Сейчас планируется внести в зал проект закона №3555 о финансовой реструктуризации, который в целом выполняет только одну функцию – показательную. Ведь он не решает вопрос фактической реструктуризации валютных кредитов, а лишь создает рамочные условия добровольной реструктуризации. Причем, в законе не указывается, что кредитная организация должна идти на такую реструктуризацию по заявлению должника.
Кроме того, процесс реструктуризации слишком забюрократизирован. Создается наблюдательный совет, секретариат, арбитраж, причем непонятно, кто будет нести расходы на их содержание. Расходы на оценку проблемных активов возлагается на должников и не совсем понятным остается вопрос, каким образом должники, у которых нет денег платить кредиты, найдут деньги на оценку. В проекте закона не определен порядок оценки рисков банками таких реструктурированных кредитов, и пока НБУ не внесет соответствующие изменения в свои нормативные акты, такая реструктуризация будет требовать автоматического увеличения капитала банков для покрытия рисков. И где взять эти деньги авторы законопроекта не указывают. Непонятно, что именно будет предусмотрено в новом Налоговом кодексе по таким операциям, и это может быть проблемой для кредитора.
Преодоление вето Президента
К сожалению, несмотря на официальную риторику «Блока Петра Порошенко» о необходимости социальной защиты населения, а также воинов АТО и членов их семей, сам Петр Алексеевич не настроен воплощать в жизнь эти тезисы. Так, под его вето попали проекты законов о внесении изменений в закон Украины №2676 «О жилищно-коммунальных услугах» относительно начисления субсидий пенсионерам и инвалидам и №2406 о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Законопроекты предлагают расширить перечень лиц, имеющих право на получение субсидий на пенсионеров и инвалидов в не зависимости работают они или нет, и увеличение размера выплат воинам АТО в случае получения инвалидности и членам семьи воина АТО в случае его гибели. С одной стороны конечно эти проекты законов было заведомо популистской, ведь у государства объективно нет средств на воплощение этих законов в жизнь. С другой стороны, следует обратить внимание, что государство в лице Президента Украины экономит не на том...
Но если законопроект №2676 Президент предлагает отклонить в целом, то в №2406 Петр Алексеевич предлагает только уменьшить размер выплаты при гибели военнослужащего для членов его семьи в размере 750-кратного прожиточного минимума до фиксированной суммы, которая должна составлять 700 тыс. грн. Если простыми цифрами, то с 997,5 тыс. грн (прожиточный минимум на сегодняшний день 1330 грн х 750) до 700 тыс. грн. Опять же, хочется отметить – власть снова предлагает экономить на на этом.
Культура
Законопроект №3359 о внесении изменений в закон Украины «О кинематографии» относительно фильмов государства-агрессора под соусом защиты информационной безопасности Украины предлагает запретить трансляции трансляции фильмов, произведенных физическими и юридическими лицами государства-агрессора, произведенные и (или) опубликованы (обнародованы) по 1 января 2014 года. Основной удар это нанесет по интересам телеканалов «Интер» и ICTV, владельцы, которых находятся в затяжном конфликте с «Народным фронтом», который и инициировал законопроект.
Бизнес
Также на повестке дня упоминается законопроект №1599 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств», разработанный народными депутатами Иваном Кириленко, Петром Юрчишиным и другими народными избранниками и представлен ко второму повторному чтению. Напомним, в основную концепцию документа заложено упрощение порядка организационно-правовой трансформации личных крестьянских хозяйств в семейные фермерские хозяйства с их последующей легализацией.
Несмотря на все позитивные моменты законопроекта, отдельные идеи, например, относительно специального режима налогообложения фермерских хозяйств, порождают правовые коллизии и лишены смысла, поскольку документом не предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс Украины. Поэтому без внесения одновременно системных, взаимосогласованных с данным проектом изменений в Налоговый кодекс Украины и других законодательных актов, эти и другие идеи законопроекта на практике не будут действенными.
Отдельно стоит акцентировать внимание на том, что следствием получения фермерским хозяйством статуса «семейного» станет потенциальная возможность претендовать на получение поддержки из Государственного бюджета, а потому есть все основания считать, что в этой части проекта содержится коррупционная составляющая, которая усиливается правовой неопределенностью предложенных законопроектом изменений.
На улучшение качества жизни рядовых граждан и определенной финансовой доступности нотариальных услуг по недвижимым имуществом направлены основной и альтернативные законопроекты №3765 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений» (о государственной регистрации прав в результате совершения нотариального действия)» и №3765-I «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» (относительно размера административного сбора в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом)», не принципиально отличаются друг от друга.
Законопроектами предлагается сократить срок регистрации прав на недвижимое имущество нотариусом и уменьшить размер платы за ее проведение. В первую очередь это касается вопросов оформления наследства, договоров дарения, купли-продажи и т. д. Вместе с тем, более оптимальным путем решения этой проблемы было бы установление единого минимального срока выдачи заявителю документов с уменьшением размера платы и такой регистрации.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, аналитическая группа «Левиафан»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»