Высокая динамика изменений политических симпатий украинцев заставляет основных политических игроков принимать неординарные решения накануне очередных предвыборных соревнований. На рейтинги политических партий и их лидеров влияют недавние судьбоносные решения Верховной Рады относительно процесса децентрализации, внесение изменений в избирательное законодательство, отсутствие прогресса с мирными договоренностями, постоянные информационные войны, замедленный темп проведения реформ, головокружительное падение экономики и уровня жизни граждан. Очевидно, украинцы устали от перманентных политических баталий, ожидают хогть какой-нибудь нормализации общественно-политической обстановки, или наоборот – радикализуются.
Обо всех этих процессах ярко свидетельствуют данные социологов, которые в последние месяцы все активнее начали делать замеры электоральных предпочтений избирателей. И хотя социологические исследования так или иначе являются одним из инструментов тех же избирательных технологий, когда опрос используется политическими игроками для определенного позиционирования, все же динамика обнародованных цифр не может не впечатлять.
По сравнению с мартом 2015 года украинцы существенно изменили свои предпочтения. Все больше похоже на то, что уже осенью граждан ожидает политическое дежавю с противостоянием бывших партнеров Оранжевой революции, а именно – между командами Юлии Тимошенко и Петра Порошенко. Анализируя данные социологических опросов, становятся заметными длительные политические тренды и ситуативные информационные влияния на рейтинги тех или иных партийных игроков. Накануне нового политического сезона, который стартует уже во второй половине августа, определим главные из них:
Стабильное доминирование «Блока Петра Порошенко». По последним социологическим исследованиям, проведенным Киевским международным институтом социологии, БПП уверенно лидирует с уровнем поддержки в 13,3% голосов респондентов. Сравнивая результаты июньского исследования КМИС, за месяц уровень поддержки БПП вырос на 5%. Падение рейтинга БПП в июне фиксировала и социологическая группа «Рейтинг» – 11%. Еще в марте, по данным КМИС, пропрезидентская политическая сила имела поддержку в 16,1%, а в апреле Институт социологических исследований им. А. Яременко и компания «Социальный мониторинг» зафиксировали незначительное увеличение уровня поддержки БПП – 16,3% (в пределах погрешности). Конечно, по сравнению с данными прошлогодних социсследований, уровень поддержки БПП сократился на треть, однако динамика потерь электоральных предпочтений не была такой высокой, как у остальных политсил. Именно поэтому БПП уверенно стартует с лидирующих позиций в новом политическом сезоне. Испортить результат может разве что резкое падение рейтингов президента, на авторитете которого и держится основная часть приверженности к БПП.
Головокружительное падение рейтингов «Народного фронта» и уверенный рост поддержки «Батькивщины». И к гадалке не надо было ходить, чтобы понять, что Юлия Тимошенко и ее политическая сила «Батькивщина», даже находясь в составе коалиционного большинства в парламенте, впоследствии займет удобную для себя нишу бескомпромиссной оппозиции к власти. Яркая оппозиционная риторика, красивая информационная картинка стали теми основными факторами, чтобы уже в июле, по данным КМИС, оказаться на втором месте после БПП по уровню поддержки граждан: если бы выборы состоялись в ближайшее время, то за «Батькивщину» готовы были бы отдать голоса около 12,8% избирателей. Еще в марте-апреле уровень поддержки этой политической силы, по данным различных социологических опросов, находился в пределах 5-7%. Очевидно и то, что значительная часть электоральной базы Тимошенко и ее команды снова перекочевала от «Народного фронта», который за последние полгода потерял около 20% поддержки граждан: больше всего критики за все беды украинцев саккумулировало на себе правительство Арсения Яценюка, который был и «лицом», и лидером «НФ» во время прошлогодней парламентской кампании. Особенно удивляться таким тенденциям нечего: создавая собственную политическую силу, Арсений Петрович мимоходом сагитировал в ее состав значительную часть бывшей команды Тимошенко, ведь именно он возглавлял «Батькивщину» в то время, пока экс-премьер несколько лет по политическим мотивам отбывала срок в Качановской колонии. Технологи Юлии Владимировны умело работали над ослаблением рейтинга ее бывшего соратника, параллельно увеличивая уровень популярности самой Тимошенко. А совсем недавно «леди Ю» в эфире политического ток-шоу открыто обвинила команду премьера Арсения Яценюка в махинациях в сфере газодобычи.
Падение рейтингов «Самопомощи». Разочарование украинцев в новых политических силах больше всего ударило по политической команде Андрея Садового. Уже в июле КМИС зафиксировал уровень поддержки партии на уровне 6,8%, тогда как еще в июне социологическая группа «Рейтинг» обнародовала данные о поддержке «Самопомощи» на уровне 7,3% респондентов. Результаты неутешительные, учитывая, что еще в марте по данным социологов, команда Садового уверенно держала 2 место с 10,3% голосов опрошенных. Очевидно, в новом политическом сезоне партии придется хорошенько постараться, чтобы удержать свой нынешний результат. Ведь конструктивная парламентская деятельность вряд ли станет главным аргументом для массового избирателя отдать свой голос, а продолжать пиариться на тезисе о «новых лицах в политике» представителям «Самопомощи» придется уже наравне с множеством новых внепарламентских сил.
Несостоятельность реванша «Оппозиционного блока». Еще в начале весны эксперты прогнозировали, что «Оппозиционный блок» сумеет в течение полугода провести яркую избирательную кампанию на местных выборах, удачно используя критику действий власти – как Президента, так и Кабмина. Такая активизация должна была гарантировать представителям «ОБ» значительную поддержку граждан в южных и восточных регионах страны, а следовательно – увеличение присутствия в представительских органах на местах. Впрочем, пока динамика не впечатляет: по данным июльского соцопроса КМИС, «Оппозиционный блок» получает поддержку около 4,1% избирателей. Учитывая, что проходной избирательный барьер вырос до 5%, конкурировать «ОБ» с другими политическими силами будет нелегко. Тем более, что за полгода деятельности в парламенте партия так и не выбрала удачного позиционирования, безусловно потеряв статус действительно оппозиционной политической силы. В новом политическом сезоне бывшим «регионалам», которые составляют «костяк» нынешнего «Оппозиционного блока», придется прилагать немало усилий для того, чтобы хоть немного улучшить свой результат. Впрочем, вполне возможно, что партийные лидеры «ОБ» не будут пытаться изо всех сил достичь максимального результата, а продолжат наблюдать за падением рейтингов вчерашних революционеров, собирая силы для реванша в последующие годы.
5.** Потеря доверия ко всем действующим рейтинговым политическим силам и к самой процедуре выборов.** Усталость украинцев от неспособности нынешних элит стабилизировать ситуацию в стране и провести реформы плавно перетекает в так называемую категорию «протестного электората». Большое количество респондентов, участвовавших в различных социологических опросах за последние 4 месяца, все чаще говорят о своем разочаровании касательно участия в самом избирательном процессе. Например, в июльском соцопросе, проведенном КМИС, о своем нежелании участвовать в выборах заявили 14,3% респондентов. В предыдущие месяцы цифры впечатляли еще больше: в некоторых опросах о своем нежелании участвовать в выборах заявлял каждый 4-й опрошенный респондент. Интересными в контексте перспектив для новых политических проектов выглядят цифры социсследований по категории граждан, которые еще не определились с выбором: в июле таких было почти 26%, в июне – 25%, в марте – 23%. Это шанс для новых политических сил уже осенью побороться за симпатии избирателей и получить билет в большую политику. В то же время, более рейтинговые партии будут пытаться найти собственный скрытый потенциал и побороться за голоса разочарованных граждан.
Еще одна интересная тенденция, с которой всем политическим силам придется иметь дело осенью, – это растущее недовольство граждан экономической ситуацией в стране. Некоторые политические команды будут использовать этот фактор в свою пользу, а для других – такие реалии станут предвестниками скорого политического небытия.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»