Контрнаступление на фронте: когда ВСУ начнет освобождение оккупированных территорий

Один из основных вопросов на фронте войны против российских оккупантов в Украине в 2023 году – не то, перейдет ли Украина в контрнаступление, чтобы отбить свои территории, а КОГДА она его начнет. В США считают, что Украина должна начинать контратаку как можно скорее – пока россия не успела накопить резервы и не начала свое собственное наступление. Открытие рф второго фронта по нескольким направлениям может если не поставить крест на планах контрнаступления, то отодвинуть его в очень долгий ящик. Однако Украина пока отказывается наступать – главным образом потому, что еще не готовы ударные подразделения, а с Запада не прибыла военная помощь.

«Слово и дело» попробовало разобраться в том, когда может начаться контрнаступление Украины, можно ли начать его, не дожидаясь окончания поставок военной помощи и каковы риски в этом случае.

Украина наносит ответный удар

Украинские военные готовятся к контрнаступлению, чтобы отбить у российских оккупантов захваченные территории страны. План на 2023 год – о чем говорил и президент Украины Владимир Зеленский – вышвырнуть россиян за пределы границ 1991 года и постараться завершить войну в этом году. Несмотря на мрачные прогнозы некоторых генералов США, ВСУ уверены в победе.

Впрочем, многое зависит от своевременных поставок вооружения от Запада для ВСУ. Так, президент Зеленский говорил ранее, что украинской армии необходимо от 300 до 500 танков для проведения контрнаступления и освобождения оккупированных россиянами территорий.

Кроме того, нужны не только танки, но и многое другое. В частности, это артиллерия, множество боеприпасов к ней – темпы расхода снарядов на фронте с обеих сторон просто огромные – снаряжение, легкая бронетехника, а главное, не помешали бы боевые самолеты и дальнобойные ракеты.

В ходе девятой встречи Контактной группы помощи обороне Украины на авиабазе Рамштайн союзники пообещали, что помогут Украине перейти в контрнаступление на российских террористов. В США отметили, что ожидают украинского контрнаступления уже весной. А президент США Джозеф Байден, выступая 21 февраля в Варшаве, еще раз подтвердил – США будут помогать Украине освобождать украинские земли, в том числе речь идет о подготовке контрнаступления на востоке и юге страны.

Бывший глава ЦРУ Дэвид Петреус считает, что сроки контрнаступления будут немного сдвинуты – на лето 2023 года, однако не сомневается в его успехе – при условии, что вооружения будут поставляться оперативно, а стратегия атаки на россиян будет избрана правильно.

Нужно ли Украине наступать прямо сейчас

Да, в США указывали Украине на то, что сроки контрнаступления стоит сдвинуть – в сторону скорейшего его начала – но на самом деле вопрос это далеко не однозначный. И даже настоятельные рекомендации Вашингтона вряд ли что-то изменят.

Хотя некоторые СМИ сделали предположение, что визит президента США Джозефа Байдена в Украину 20 февраля мог представлять собой некую форму давления на Украину с целью побудить Киев к скорейшему контрнаступлению, исполнительный директор Центра прикладных политических исследований «Пента», политолог Александр Леонов считает, что эти события между собой не связаны.

«Я не думаю, что Соединенные Штаты будут настаивать на контрнаступлении настолько, что сам Байден приехал в Киев давить. Что будет на поле боя, в первую очередь решается военными. Байден мог говорить немного про другие вещи – реформы, антикоррупцию… А что делать на поле боя, тут генералы справляются, у Байдена достаточно ума, чтобы в эти вещи не вмешиваться. Если есть какие-то переговоры на эту тему, они идут по линии военных, а не политиков» – отметил он.

Во-первых, западные аналитики считают, что на некоторых участках украинское контрнаступление не прекращалось с осени – в частности, речь идет о Кременском направлении на Луганщине. Однако там ВСУ медленно и не спеша «прогрызают» российскую оборону, изматывая террористов и избегая чрезмерных потерь.

В то же время героическая оборона Бахмута и Угледара выматывает войска рф и не дает россиянам сосредоточиться на подготовке к собственному наступлению – хотя в США уже несколько раз предлагали Украине оставить Бахмут, так как Вашингтон опасается, что упорная оборона города может «съесть» украинские подразделения, предназначенные для контрнаступления.

С другой стороны, чрезмерное затягивание с началом контрнаступления может привести к тому, что российские войска в буквальном смысле закопаются в землю по уши, и выкуривать их из тех крысиных нор, что нароют солдаты рф, придется очень долго и большой ценой. Также есть опасения, что рф настолько успеет усилить свою группировку, что либо сама начнет наступление, либо попытается контрнаступать в ответ на украинскую атаку.

Эксперт Международного института демократий Евгений Дикий предупреждает, что вопрос времени начала контрнаступления довольно важен – так, без должной подготовки контрнаступление может захлебнуться и привести к значительным потерям, завершившись фактически поражением Вооруженных сил Украины.

«Такой риск существует. В то же время есть риск, что будет упущено окно возможностей, что мы очень затянем с контрнаступлением, и союзники начнут сворачивать помощь» – отметил он.

По словам Дикого, Украина сейчас находится в невыгодном положении, так как много оружия ей было обещано западными союзниками. Но по факту это вооружение закончит прибывать в Украину только к осени 2023 года.

«Это «много что» имело бы гораздо большее значение, если бы было обещано, предположим, летом прошлого года. В том масштабе, который существует сейчас, после того, как россия смогла провести мобилизацию – из-за того, что в прошлом году нам очень ограниченно поставляли вооружение – так вот, в этой ситуации, когда на нашей территории 320 тысяч россиян, того оружия, которое нам пообещали на последних двух Рамштайнах, на самом деле недостаточно для успешного контрнаступления по всему фронту. Более того, если бы это оружие уже сейчас было у нас, а не просто было бы обещано, это давало бы нам шанс, подчеркиваю – шанс» – объяснил эксперт.

Фактически, отметил Дикий, Украина сейчас оказалась в ситуации, когда союзники ставят Украине вопрос о контрнаступлении, так как им нужно объяснить собственным избирателям и налогоплательщикам, почему Украине было столько обещано.

При этом оружие Украине дается в небольших количествах и очень медленно – сами союзники определенно не рискнули бы наступать с такими ресурсами, однако таким образом западные страны хотят не допустить возникновения в своих странах скептических настроений.

«Это очень неприятное положение. Оно мне напоминает прошлогоднюю ситуацию с Херсоном. Когда мы так же начали наступление в лоб на Херсонщину по большей части только из-за политического настаивания наших союзников. И тогда начало этого наступления было для нас очень неудачным… Это было наступление, к которому мы были не готовы. По счастью, нас тогда очень выручило удачное контрнаступление на Харьковщине. А затем противника из Херсона удалось вытеснить, без лобового штурма города, повезло-повезло… Сейчас такая ситуация, с наступлением, к которому мы не готовы, может повториться, только в куда большем масштабе. Мы хотим убедить Запад в том, что россию можно победить, а нам говорят: ну что ж, ок, тогда быстренько нам эту проблему продемонстрируйте. И похоже, что нам снова придется собственными жертвами, собственной кровью компенсировать желание союзников увидеть быструю победу Украины» – объяснил он, добавив, что ситуация действительно с большими рисками.

Дикий при этом отдельно подчеркнул – не стоит думать, что союзные государства настолько плохие, что намеренно толкают Украину на кровопролитные наступления без подготовки. Украина десятилетиями пыталась проводить многовекторную политику, а уже после 2014 года потеряла немало времени, вместо того, чтобы всячески наращивать собственную обороноспособность.

«Самое меньшее восемь последних лет у нас уже шла война. Но мы к ней не готовились, как следует, мы потеряли время, и только теперь поэтому мы полностью зависим от союзников в плане поставок вооружения боеприпасов. А если мы от них зависим мы должны учитывать их интересы и корректировать свои военные планы в угоду внешнеполитическим обстоятельствам» – резюмировал эксперт.

Впрочем, военный обозреватель Денис Попович, в отличие от Дикого, считает, что оружие прибудет вовремя. Однако он также подчеркивает, что контрнаступление – это тот вопрос, в котором определенно спешить не рекомендуется, даже если на этом настаивают союзники.

«Я не вправе комментировать планы командования ВСУ по поводу возможных планов контрнаступления, если оно планируется в ближайшее время. Я буду счастлив, если оно действительно планируется и тем более, если оно будет иметь успех! Но на мой взгляд, Украина пока не имеет ресурсов для проведения большого контрнаступления в ближайшей перспективе. Плюс – впереди распутица, которая также внесет свои коррективы. Поэтому я не думаю, что Украина начнет наступать раньше, чем будут сформированы ударные бригады на базе западных образцов вооружений, обучены и оснащены новые войска, в том числе и с помощью наших западных партнеров. Завершение этих процессов планируется весной. Поэтому я думаю, что каких-то ходов со стороны Украины следует ждать не раньше апреля-мая. Затягивания сроков бояться не стоит. Иногда следует тщательно подготовиться, чем действовать в спешке. Думаю, это как раз такой случай» – заверил он.

Антон Корж, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО