Не секрет, что эта война показала высокую важность на поле боя артиллерии – и, соответственно, важность снарядных запасов у воюющих сторон. На данный момент преимущество по количеству стволов, к сожалению, все еще за российскими террористами. А ВСУ берет не количеством, а качеством. Однако в полный рост перед украинской армией становится еще одна проблема – снабжение снарядами. «Слово и дело» разбиралось в том, что известно о «снарядном голоде» в ВСУ.
Ситуация с боеприпасами
Самым востребованным калибром на фронте является артиллерия 152 мм и 155 мм – это стандарты СССР и НАТО. Да, несмотря на поставки вооружения с Запада, в составе ВСУ все еще находится немало советских артиллерийских систем и проблема обеспечения их боеприпасами стоит очень остро.
На данный момент, к примеру, под Бахмутом соотношение артсистем Украины и рф составляет 1 к 9, а соотношение артиллерийских выстрелов – 6-7 тысяч против 20-30 тысяч в сутки, темпы, сопоставимые разве что с временами Второй мировой войны. Проблема нехватки боеприпасов к орудиям в ВСУ стоит чрезвычайно остро – настолько остро, что часто с фронта слышатся жалобы на то, что обороняющимся подразделениям банально нечем стрелять.
Как так вышло, что Украине не хватает снарядов к орудиям?
В 1991 год Украина вступила, имея огромные запасы снаряжения и боеприпасов к многочисленной артиллерии на своей территории. Однако за 30 лет независимости большая часть этих боеприпасов была либо продана за рубеж, либо утилизирована за непригодностью к применению. Не стоит также забывать про диверсии россиян в 2014-2018 годах, в результате которых Украина потеряла несколько крупных складов боеприпасов, в которых хранилось большое количество снарядов.
К тому же, часть оружейных мощностей Украины подверглась российским ударам и не может полноценно функционировать. А запасы 152-мм советских снарядов в странах бывшего социалистического лагеря тоже не бесконечны – их сейчас и так выгребают везде, где могут, у кого еще остались на вооружении артсистемы советского стандарта.
На фоне этого государственный концерн «Укроборонпром» анонсировал выпуск 122-мм и 152-мм снарядов, которые будут использовать украинские защитники по всей линии фронта. Показали даже первую партию снарядов – 10 единиц. Локация, где будут производиться снаряды, остается засекреченной. Но хватит ли фронту производимого объема снарядов – не понятно, а проблемы с логистикой и снабжением снарядами уже сейчас негативно влияют на темпы освобождения Украины.
Ситуация со 155-мм артиллерией не лучше, если не хуже. 152-мм снаряды Украина хотя бы может производить сама, тогда как 155-мм снаряды только получать из Европы. И многие страны Запада уже жалуются, что их запасы снарядов к артсистемам калибра 155 мм уже исчерпываются – особенно у Германии, Франции и некоторых других государств, которые чаще всего передают Украине именно боеприпасы.
Проблема в том, что НАТО оказалось просто не готово к войне такой интенсивности – долгие годы относительного мира и военная доктрина НАТО, которая поставила во главу угла операции за рубежом, привела к тому, что военные склады государств-членов из года в год уменьшались, а не увеличивались, что косвенно признал и генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг, отметив, что оружейные запасы блока почти исчерпаны и теперь их нужно срочно возобновлять и наращивать.
Кстати, именно Столтенберг анонсировал увеличение производства вооружения западными компаниями – что уже активно реализуется. Так, одна только германская компания Rheinmetall в 2022 году выпустит 110 тысяч артиллерийских снарядов против 70 тысяч в 2021 году, однако и этого количества тоже мало.
В США проблемой также озаботились на самом высоком уровне – согласно словам министра армии США Кристин Вортмут, к весне 2023 года Штаты выйдут на уровень производства 20 тысяч 155-мм снарядов в месяц (240 тысяч в год), а к началу 2025 года – на уровень в 40 тысяч снарядов в месяц (480 тысяч в год).
Пентагон уже не раз акцентировал внимание на скорости, с которой украинский фронт пожирает боеприпасы для 155-мм орудий, направленных в Украину – стационарных М777, FH70, американских САУ М109, германских самоходок PzH2000 и других. Так, в нескольких недавних пакетах военной помощи для Украины имеется большое количество 155-мм снарядов, а в целом, в министерстве отмечают, что проблему нужно решать – перезапустив экономику на военные рельсы, но это дело не одного дня, а минимум нескольких лет.
Впрочем, у россии на данный момент ситуация тоже напряженная. Советские склады, конечно, традиционно не имеют дна, но огромное количество российских хранилищ боеприпасов в приграничье и оккупированных территориях было уничтожено украинскими войсками с помощью РСЗО M142 HIMARS.
Это привело к тому, что плечо логистики для доставки боеприпасов, в том числе самого распространенного в российской армии калибра 152 мм, резко выросло – а запасы резко просели, поэтому рф вынуждена вывозить снаряды калибров 122 и 152 мм из союзной ей Беларуси, а также, по данным западных СМИ, пыталась купить боеприпасы советского образца в КНДР – что косвенно может свидетельствовать об некотором исчерпании российских запасов в складах. Тем не менее, россияне все еще могут выпускать по украинским позициям в несколько раз больше снарядов, чем ВСУ по российским окопам – применяя для атак украинских подразделений комбинированную тактику «огневого» и «мясного» вала.
Может ли Украина решить проблему со снарядами
Решение проблемы со снарядами калибра 152 мм в Украине вполне возможно. Так, военный обозреватель Денис Попович напомнил, что «Укроборонпром» уже работает над этим и даже продемонстрировал первые результаты.
По его словам, есть еще один вариант – это возобновление производства снарядов калибра 152 мм на территории стран, ранее бывших членами социалистического блока, например, Польши и Чехии.
«Есть сообщения о том, что чешская бизнес-группа, которой принадлежат компании Excalibur Army, Tatra Trucks и Tatra Defence занимается модернизацией танков Т-72 для нужд ВСУ, а также увеличила производство 155-мм снарядов стандарта НАТО и 152-мм боеприпасов «советского» образца. Для них это и бизнес, и ответственность перед будущим. В Чехии прекрасно помнят советскую оккупацию и не хотят, чтобы россия приближалась к их границам» - отметил он.
Третий вариант, резюмирует Попович, это поиск остатков советского вооружения по всему миру, или чего-то подобного, подходящего по калибру. Однако, хотя этим занимается не столько даже Украина, сколько Пентагон, есть нюанс – то же самое делает и россия. Доходило до того, что эмиссары обеих государств пытались купить боеприпасы у одной и той же страны.
«Советские запасы конечны, поэтому без производства не обойтись» – резюмировал он.
Что касается производства 155-мм боеприпасов в Украине, то «Укроборонпром» делает определенные шаги в этом направлении, но похоже, что до конца войны об этом нечего и думать. Проблема в том, что даже до начала полномасштабного вторжения россии снарядное производство в Украине было «заточено» сугубо под советские стандарты – как и вообще производство боеприпасов. В условиях постоянных ударов рф по украинским предприятиям вряд ли реально не просто развернуть на них какое-то производство, но производство совершенного нового для украинской оборонительной промышленности боеприпаса.
Таким образом, в этом вопросе Украины до самого окончания войны придется надеяться только на мощности союзников.
Антон Корж, специально для «Слово и дело»