С начала войны некоторое количество граждан Украины на временно оккупированных территориях пошло на сотрудничество с российскими оккупантами. Иногда – вынужденно, иногда – целиком осознанно, по идейным или денежным соображениям.
Украинское общество по отношению к коллаборантам имеет две точки зрения. Первая гласит, что предатели Родины должны истребляться везде и всюду. Вторая точка зрения гласит, что Украина должна вести себя в рамках законодательства, т.е. наказание коллаборантов возможно только в рамках судебной системы.
«Слово и дело» поговорило с экспертами, чтобы выяснить, насколько коллаборанты законны в качестве мишени и стоит ли разбираться с ними исключительно в правовом поле.
Игар Тышкевич, эксперт программы «Международная и внутренняя политика» Украинского института будущего (UIF):
«Коллаборанты, которые находятся на оккупированных территориях – это фактически часть оккупационной администрации. Оккупационные администрации – это то, что должна и может атаковать Украина. Морально – это некоторым образом законная цель.
Если же мы говорим о послевоенной ситуации – то тут работает основа права, персональная ответственность за персональные преступления. В этом случае вопрос а) установление, кто что делал и б) ответственность. И тут очень ощутимой темой будет – где провести черту между ответственностью и ее отсутствием.
Допустим, врач «скорой помощи». Он получает зарплату от местной оккупационной власти, в российских рублях. Но реально, если он работает исключительно по гражданским больным, он спасает жизни украинцев. Точно так же – сотрудник коммунальной службы (водопровод, канализация), сотрудник электросетей. Это критически важные службы. Это коллаборация или нет?
Государство должно четко очертить: досюда – вынужденная коллаборация, после этого – добровольная. Этот вопрос, он будет самым тяжелым по окончанию войны».
Евгений Дикий, эксперт Международного института демократий:
«Я считаю, что во время боевых действий коллаборанты подлежат, по возможности, ликвидации. Но те из них, кто попал в плен, или в руки правоохранительных органов, или если речь идет о периоде после окончания боевых действий – тогда, скажем так, в мирное время их уничтожение станет террористическим актом.
Конечно, в этом случае их нужно судить и сажать по всей строгости закона.
Но, пока идут боевые действия, вполне законным и оправданным действием является просто их (коллаборантов – прим. ред.) физическая ликвидация».
Днем 16 сентября на временно оккупированных территориях Украины произошло сразу три события, которые проредили ряды пророссийских коллаборантов. Подробнее об этом – в материале «Слово и дело».
Напомним, что по состоянию на середину сентября правоохранители открыли 1358 уголовных дел по фактам сотрудничества с российскими захватчиками.