Существуют два распространенных тезиса, которые будто противоречат друг другу, но при этом дополняют друг друга. Согласно первому, Путин фатально просчитался, вторгнувшись в Украину. Второй заключается в том, что это решение было предопределено. По всему выходит, баг прямо следует из фичи.
Картинка в голове самодержца и информация, которой его кормило окружение, опасающееся противоречить этой картинке, мало согласуются с реальностью, и это не может не привести к неприятностям. Наступил момент, когда систему управления, где превыше всего ценится лояльность, просто понесло вразнос. Как пишет политолог Сергей Медведев, Кремль просто слетел со всех ограничителей и стал крушить все вокруг.
Под стать государственному руководству действия армии, которая просто упивается насилием в Украине: «Геноцид – в исходном коде этой операции». В самой России насаждается дискурс нацизма, необходимости уничтожения украинцев, а общество все это принимает, безмолвно, а местами и с энтузиазмом. Это дает профессору Медведеву основания говорить об антропологической катастрофе в России: «Тип человека путинского сейчас полностью виден. То, что случилось – закономерный и большой итог последнего тридцатилетия».
Об антропологии говорит и другой ученый, физик Михаил Кацнельсон: «Сейчас проводится антропологический эксперимент огромного масштаба… Людям разрешили быть «плохими». Он обращает внимание, что даже при советской власти народ как-то пытались образовывать и воспитывать: нехорошо пить, драться и красть, и книжки читать полезно. «А вот сейчас можно не париться. Даже вождя любить не обязательно, главное – ненавидеть тех, кто не любит вождя, и в остальном живи как хочешь. Или не живи, претензий никаких… Система выглядит невероятно, почти сверхъестественно стабильной».
Для пущего укрепления стабильности из России вытесняются всякого рода подозрительные элементы, другие и сами понимают, что им лучше уехать подальше. В результате социальная среда становится однородней, без раздражающих ярких пятен, которых и до того было немного. Неприятности нарастающей изоляции можно было бы хоть как-то смягчить усилиями умных и свободных людей, но они-то как раз самые опасные. Зато повышенный спрос на крикливых идиотов и мерзавцев. Путинизм берет все более высокую ноту, качество человеческого материала ошарашивает.
Россия давно выбрала курс на архаизацию, тупое упрощение социальных отношений. Война этот процесс неимоверно подхлестывает. Украина тоже сейчас находится под давлением мощных тенденций примитивизации, так работает всякая война, а страшная – тем страшнее. Но именно как провозглашенная анти-Россия наша страна отбивается за счет принципиально иного качества социальных отношений, – нет, далеко не во всем, но там, где они действительно иные. Это базовое обстоятельство и условие нашей победы. Его нужно бы осознавать и наращивать, несмотря ни на что. В этом деле НАТО нам ничем не может помочь. Только сами.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»