На 14-й день героической обороны Украины против российского захватчика все более понятна простая истина – НАТО не собирается участвовать в каких-либо сценариях помощи Украине по отражению атаки агрессора.
Также в Альянсе дали четко понять, что самая ожидаемая просьба от Украины – «закрыть небо» – не имеет перспектив, ведь будет означать прямой контакт с войсками России. Этого в НАТО больше всего не хотят. Почему – вопрос открытый, ведь по военному потенциалу государства Альянса намного превосходят армию РФ. Вероятно, дело не только в страхе, но и в более стратегических замыслах.
К сожалению, Украине приходится платить высокую цену, отражая атаки из России, особенно когда речь идет о превосходстве врага в воздухе и в ракетных войсках. Тем не менее, генсек НАТО Йенс Столтенберг дал жесткий ответ – Альянс сделает все, чтобы предотвратить распространение войны за пределы Украины. «Это могло бы быть даже более опасным и разрушительным, и повлечь за собой даже больше человеческих страданий. Поэтому мы заявили о том, что мы не намерены вмешиваться в Украину, ни на суше, ни в воздушном пространстве Украины», - заявил он.
Остается понять, что именно Украине делать в этой ситуации, особенно если вспомнить, что курс на интеграцию в НАТО закреплен в Конституции.
НАТО с Украиной?
Так или иначе, в последние несколько недель страны НАТО активно помогают оборонным вооружениям для ВСУ. Страны-члены Альянса ввели беспрецедентные санкции в отношении России – и об этом также следует помнить и украинским властям, и украинскому народу.
Конечно, после агрессии России количество сторонников интеграции в НАТО во всех регионах Украины выросло в разы. Это закономерная реакция, когда наше государство, оказавшись один на один с могущественным врагом, ищет поддержки у таких же могущественных союзников. Однако, как показывает практика международных отношений, быстрых решений в подобных глобальных вопросах ждать не стоит.
Нежелание НАТО поделиться своими средствами ПВО и самолетами в украинском обществе – как на самом высоком уровне, так и среди рядовых граждан – стало восприниматься как сплошная «зрада». Появились конспирологические теории о том, что руководство НАТО каким-то образом заинтересовано в отчаянном противостоянии украинцев с армией РФ, а еще евроатлантические чиновники якобы сплошь коррумпированы связями с Кремлем, поэтому опасаются утечки компромата, который толстыми папками лежит на рабочем столе у Путина.
Страхи Североатлантического союза
Страхи коллективного НАТО не сильнее страхов каждого отдельного государства-члена оборонного союза. Первыми в военном плане стали паниковать страны Балтии и Польша. Последняя уже вчера изъявила желание поделиться всеми имеющимися у нее военными самолетами старого советского авиапрома, чтобы поддержать военную мощь Украины.
Такое поведение поляков не восприняли в США. Очевидно, что НАТО придерживается такой же позиции. Ведь Польша, предоставляя свои истребители Украине, хочет получить взамен новые аналоги из США или других государств, чтобы защитить свое небо в случае возможного нападения.
Очевидно, на такой сценарий развития событий, когда среди государств-участников НАТО начнутся дискуссии и раздоры, и рассчитывали в Кремле. Правда, в РФ не рассчитывали на значительное сопротивление Украины, а в нынешних обстоятельствах именно этот фактор является гораздо более весомым аргументом для соседних государств-партнеров, чем еще непроверенная в деле статья 5 коллективного договора НАТО о гарантиях безопасности.
Новые конфигурации безопасности
Поэтому война России против Украины уже стала испытанием для НАТО. И очевидно, не только для этой международной организации. Украине нецелесообразно хоть как-то «обижаться» на бездействие Альянса. Это неповоротливая по своей структуре организация, которая не сможет действовать быстро даже в случае нападения на какое-либо из государств-членов Альянса.
Украина может надеяться на двусторонние договоренности и искать партнеров не только среди государств НАТО. Однозначно, как у гарантов так называемого «Будапештского меморандума» наше государство имеет полное моральное право требовать у США и Великобритании оказывать нам больше помощи. Однако эти два государства уже и так значительно помогают, а вот воевать вместо украинцев точно не будут.
После войны изменится сама архитектура альянсов безопасности. НАТО ожидает существенное внутреннее реформирование, в то время как Украина должна позаботиться не только о дружественных взаимосвязях с Альянсом, но и сформировать свой собственный оборонный союз. Причем после победы над врагом Украина станет главным «костяком» такого оборонного союза, а сам договор будет включать в себя понятный и действенный механизм, включающий общую мобилизацию войск союзников в случае каких-либо агрессивных действий в отношении любого из участников.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»