РФ и Беларусь утвердили общую Военную доктрину: угрожает ли такое соглашение Украине

Президент России Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали военную доктрину Союзного государства. В общей сложности они утвердили 28 союзных программ, которые были согласованы во время переговоров в Кремле еще в сентябре. Эти программы направлены на унификацию законодательства России и Беларуси в разных сферах экономики, хозяйства и транспорта. Какие вызовы в сфере безопасности создает для Украины подписание Военной доктрины, читайте в материале «Слово и дело».

Что о подписании доктрины говорят в Беларуси и России

Военная доктрина входит в основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства между Беларусью и Россией на 2021-2023 годы.

Владимир Путин подчеркнул, что подписание декрета об интеграции – это шаг вперед, который идет на пользу жителям обеих стран и не связан с внутриполитической ситуацией.

В своем выступлении российский президент заявил, что Москва и Минск «намерены совместно противостоять любым попыткам вмешательства во внутренние дела».

Кроме того, Путин несколько раз подчеркнул, что Беларусь является для России «братской республикой».

«Наши народы всегда помогали друг другу в трудную минуту, мы вместе защищали свободу и независимость, бок о бок боролись с внешними врагами. Для России Беларусь не просто добрый сосед и ближайший союзник, а по-настоящему братская республика, братский народ. Мы стараемся делать все, чтобы так было всегда», – подчеркнул Путин.

Государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Дмитрий Мезенцев отметил, что принятие документов обусловлено изменением военно-политической обстановки в регионе, возникновением новых угроз и вызовов для России и Беларуси.

«Новая военная доктрина позволит повысить уровень согласованности оборонной политики, своевременно адаптировать задачи министерств обороны с учетом происходящих в регионе изменений в военно-политической обстановке», – заявил Мезенцев.

Также он добавил, что благодаря высокому уровню взаимодействия между странами, их границы будут надежно защищены.

Как ранее отмечал министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу, подготовка новой Военной доктрины стала следствием военных угроз, а также политического и экономического давления со стороны западных стран.

Александр Лукашенко ранее заявил, что Союзное государство для Минска является «приоритетом из приоритетов» и отметил, что совместными с Москвой усилиями удалось создать уникальную интеграционную модель, «благодаря которой обеспечиваются равные права белорусов и россиян».

Какие угрозы несет для Украины сближение России и Беларуси

Еще в конце мая 2021 года министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что сближение России и Беларуси представляет большую угрозу национальной безопасности Украины, поскольку Россия будет использовать Минск в качестве плацдарма для дальнейшей агрессии.

«Безусловно, дальнейшее сближение Беларуси с Россией – это симметричный рост угрозы использования Беларуси Россией для наращивания агрессии против нашего государства», – рассказывал Кулеба, выступая в программе «Право на владу».

В комментарии «Слово и дело» военный эксперт Олег Жданов объяснил, что подписанием военной доктрины две страны фактически объединяют свои военные усилия.

«То есть, если раньше Украине противостояли только вооруженные силы Российской Федерации, то теперь прилагаются еще и вооруженные силы Беларуси», – отметил эксперт.

По его словам, теперь у России и Беларуси возникает единая система военного управления и объединения усилий по защите друг друга.

«Поэтому с подписанием этой доктрины Украина может рассматривать Беларусь как вероятного противника, так как мы рассматриваем сегодня Россию. Теперь они становятся одним целым», – добавил он.

Таким образом, на Украину сразу с обеих сторон (с Севера и Востока) могут давить войска.

«После подписания такой доктрины, генеральный штаб вооруженных сил Беларуси должен разработать соответствующие планы. Это могут быть планы, в частности, и наступательной операции на территорию Украины», – считает Жданов.

Политолог Олег Саакян в комментарии «Слово и дело» отметил, что Военная доктрина может стать просто множителем тех угроз, которые уже существуют.

«Русские войска присутствуют на территории Беларуси, есть интеграция между войсками, и этой доктриной риски повышаются в несколько раз. С другой стороны, чем меньше субъектность Беларуси, тем больше шансов на то, что РФ захочет ею воспользоваться как марионеткой для более агрессивных действий», – отметил он.

По его словам, для Украины, еще с того момента, как Лукашенко попал в полную зависимость от Путина, риски уже были и сейчас они просто продолжают расти,

Это просто очередной шаг. И такие шаги еще будут, в частности, возможно расширение присутствия России на территории Беларуси через военные базы, или через переброску дополнительно авиации, возможно, будут определенные интеграционные шаги на уровне руководства между военными ведомствами», – рассказал Саакян.

В сентябре Беларусь и Россия провели совместные военные учения – «Запад-2021», на которых отрабатывали наступательные действия.

На территории Беларуси эти учения проводились в Брестской области и были направлены на Запад, а на территории России – в Воронежской области, и тоже были направлены на Запад (собственно, в этом случае на Украину).

«Обучение «Запад-2021» проходило немного в измененном виде от замысла, ведь Лукашенко пустил на территорию Беларуси не дивизию, как это было в прошлый раз, а лишь один полк, который он провел сразу после окончания учебы», – отметил военный эксперт.

По его словам, именно поэтому Россия была вынуждена часть учений проводить в Воронежской области.

«Поскольку это получились не столь показательные учения, а в большей степени внутренние, Россия обратила их на сутки раньше, ведь НАТО не смогло увидеть всего того, что могло бы увидеть на территории Беларуси», – добавил он.

В то же время, по мнению политолога Олега Саакяна, в этом году отрабатывали другие военные задачи, поэтому часть учений была переброшена на территорию России.

«РФ хотелось бы, чтобы эти учения захватили и географию акватории Черного моря, и чтобы белорусские войска попали на учения в оккупированный Крым. Скорее всего, стоит ожидать этого в будущем», – отметил он.

По мнению Жданова, в такой ситуации Украина может только заявить о своей обеспокоенности.

«Это дело каждого государства. Украина не может вмешиваться во внутренние дела соседних государств. Конечно, Украине будет досадно, что соседнее государство (Беларусь – ред.) не проявляет к нам такого дружественного характера (но одновременно и не проявляет агрессии)», – считает эксперт.

Он подчеркнул, что Александр Лукашенко постоянно заверяет, что он не будет нападать на Украину, ведь наша страна довольно большой рынок сбыта для продукции, которую выпускает Беларусь, поэтому в этом смысле они от нас зависят.

«Обычно такие соглашения предполагают доступ к военным базам страны, доступ войск на территорию, возможно, взаимное строительство военных белорусских баз на территории России и наоборот. Но здесь есть политические особенности. Дело в том, что Александр Лукашенко не слишком торопится пускать вооруженные силы России на территории Беларуси», – объяснил Жданов.

По словам эксперта, Лукашенко опасается, что Путин может применить силовой вариант блокировки и дальнейшее отстранение Лукашенко от власти.

По мнению Саакяна, Украине нужно готовиться к тому, что украинско-белорусская граница – это все время потенциальная граница с РФ.

«Украина должна применять стандартный комплекс действий военного характера – противодействие возможным военным угрозам на этой территории, работа спецслужб, видоизмененный режим работы местных администраций», – считает эксперт.

То есть, по его словам, теперь для Украины территория потенциальных боевых действий значительно расширяется, и положение страны становится более уязвимым.

В то же время, подписание такой военной доктрины несет потенциальную угрозу и другим странам.

Так, по мнению Олега Жданова, Генеральная ассамблея НАТО может отнести Беларусь к вероятным противникам Альянса, ведь они с Россией становятся единой системой безопасности и военного управления.

По словам Саакяна, военная доктрина может представлять угрозы и для Балтийских стран, и для Польши. Более того, это очередной вызов общеевропейской коллективной безопасности.

В то же время он добавил, что в ЕС риски военного характера уже и так рассчитываются по отношению к Беларуси как плацдарму российских действий.

«Эта ситуация не сложилась сегодня и неожиданно – это лишь ужесточение тех процессов, которые уже были начаты. Поэтому в ЕС просто могут начать действовать более последовательно и более решительно», – резюмировал он.

Напомним, ранее политолог Александр Радчук писал, чего ждать от интеграции Беларуси и России.

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО