В украинской политической жизни давно привыкли к партийным расколам и объединениям. Почти в каждом условном «политическом сезоне» одни политические партии «раскалываются» надвое, другие ‒ пытаются подписать «меморандумы о сотрудничестве», для СМИ анонсируя о своем якобы «объединении».
На самом деле, такая насыщенная партийная жизнь присуща молодым демократическим государствам, которые еще ищут свой путь к наиболее оптимальной политической системе взаимодействия. Этому также способствует конкуренция капиталов и идей, и здесь следует подчеркнуть ‒ в Украине крайне мало действительно идеологических партийных проектов. В мире политологи давно дискутируют о том, возможно ли вообще в условиях глобализирующегося мира существование партий с единой идеологической основой. Все чаще возникают различные «миксованные» по своему набору ценностей партийные проекты, которые используют в своих программах, казалось бы, ранее несовместимые идеи.
Многие украинские партии также используют в своих программных принципах идеи, некоторые из которых могут противоречить друг другу. Например, декларируют ценности конкурентной рыночной экономики и в то же время ‒ в другом разделе своей программы ‒ фиксируют недопустимость продажи земли.
На прошлой неделе стало известно о еще одном громком политическом разводе ‒ партия «Голос», которая на выборах в 2019 году преодолела 5% избирательный барьер и попала в новый парламент, в конце концов «раскололась» на две части. После повторного ухода из политической жизни одного из главных идейных вдохновителей партии и ее лидера ‒ музыканта и певца известной рок-группы Святослава Вакарчука, политическое будущее партии «Голос» было крайне неопределенным. Раскол ‒ окончательно поставил под сомнение дальнейшее развитие проекта.
Впрочем, в данном случае интересно проследить главную закономерность ‒ почему ни так называемые «расколы», ни попытки партийного объединения не улучшают политических рейтингов?
Без структуры и со многими гетманами
Пожалуй, наиболее хрестоматийную историю о расколах и объединениях в политической жизни независимой Украины можно проследить на примере когда-то сверхмощной политической силы ‒ «Народного руха Украины».
После гибели в автокатастрофе лидера этой политической силы, известного диссидента, журналиста, общественного и политического деятеля Вячеслава Чорновола, партия «раскололась» на две части. После этого события политическая звезда НРУ бесследно угасла, догорая своими обломками то в одной, то в другой политической коалиции с партиями так называемого национально-демократического направления.
Последняя попытка объединить две частицы «расколотой» партии предпринимались в мае 2013-го года ‒ тогда НРУ и УНП даже провели объединительный съезд, однако уже через полгода накануне событий Революции достоинства, партии объявили о прекращении объединительного процесса.
Подобная история произошла с некогда мощным брендом партии «Наша Украина», возникшим после того, как блок политических партий национально-демократического направления объединился для участия в парламентских выборах 2002 года, а затем ‒ и для поддержки Виктора Ющенко на президентских выборах 2004-2005-х годов. Политическая партия «Наша Украина», блоки НСНУ и НУНС во всех его форматах были конгломератом разрозненных команд, которые сначала объединились, чтобы совместными усилиями попасть в Верховную раду, а потом стали источником постоянных политических внутрипартийных соревнований и различных проблем для Виктора Ющенко.
Несколько лет подряд продолжались безуспешные попытки объединиться и в среде националистических «правых» политических партий. И хотя накануне внеочередных парламентских выборов в 2019 году партии «Национальный Корпус», «ВО «Свобода», «Правый Сектор», ветеранские и общественные организации приняли решение о совместном участии в них с последующей «консолидацией патриотических объединений и организаций», достичь поставленной цели так и не удалось.
Во всех этих историях расколов и объединений есть общая черта ‒ желание совместной интеграции под рейтинговым политиком, или наоборот ‒ желание поскорее уйти по своей собственной политической тропинке из-за отсутствия единого рейтингового политика (или если его рейтинги снизились). Поэтому вопрос лидерства в судьбах политических партий в настоящее время является едва ли не самым определяющим.
Бренд своего имени
Эту гипотезу частично можно подтвердить несколькими успешными или наоборот ‒ провальными политическими проектами.
Так, наиболее длительным тяжеловесом украинской партийной жизни является партия «Батькивщина», которая еще в 2019-м отпраздновала свой 20-летний юбилей. Интересно, что под брендом этой партии в той или иной степени объединялись различные политические игроки, однако сам бренд имеет четкую привязку только к одному политику, рейтинги которого до сих пор держат на плаву всю партийную «машину» «Батькивщины». Лидер политсилы ‒ Юлия Тимошенко ‒ не имеет себе равных в среде полностью ориентированной на нее партии, фактически создав партийный бренд своего имени.
Подобную историю с брендированием унаследовал и бывший соратник Юлии Тимошенко, а впоследствии политик самостоятельного плавания, «радикал» Олег Ляшко. Партия, которую он возглавляет, полностью его детище и личный бренд. Примечательно, что динамика рейтингов самого Олега Ляшко симметрично влияет на поддержку и его политической силы.
Так же выстроился и бренд нынешней правящей политической силы с единственным отличием ‒ рейтинги «Слуги народа» и Владимира Зеленского росли значительно более быстрыми темпами, чем у его политических конкурентов за все время независимой Украины.
Фиаско технократических партийных проектов?
Очевидно, что наличие или отсутствие политического бренда и рейтингового лидера до сих пор вредило планам тех политических сил, которые вынашивали намерение стать действительно технократической командой, ‒ объединять людей с целью решения конкретных задач или реализации стратегий.
С развитием процессов децентрализации, вполне вероятно, что подобные политические партии со временем будут иметь успех в региональном измерении. Однако для реализации более амбициозных политических планов на всеукраинском уровне ‒ для таких политических сил нужны другие условия для конкуренции.
Одна из таких идей ‒ существенно сократить использование политической рекламы во время избирательных кампаний. К слову, по результатам исследования «Политические партии глазами избирателей: как создать предпосылки эффективного представительства», проведенного Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с Киевским международным институтом социологии с 1 до 7 июня 2021 года, 41% опрошенных считают, что рекламу нужно запретить полностью, еще 27% ‒ что ее можно разрешить, но только во время выборов, и 12,5% ‒ что можно позволить только в период между выборами. И только лишь 14% респондентов считают, что она должна быть в целом разрешена и, очевидно, не видят скрытых политических угроз от «неравенства» в доступе к телевизионной и билбордовой рекламе в перспективе.
Очевидно, новым технократическим партиям следует сконцентрировать свое внимание на новых методах привлечения и работы с избирателями, которые сейчас можно применить с помощью социальных сетей и цифровых платформ. Еще одна задача ‒ отбор и подготовка новых партийных лидеров и профессиональных членов команд для партийного строительства. Ведь запрос на новое качество политики в Украине и профессионализм, в том числе и партийных функционеров, появится уже на следующих парламентских выборах.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»